ВЫШЛА ИЗ БЕРЕГОВ

На Международном театральном фестивале имени Фаины Раневской "Великая провинция" в Таганроге открыли памятник актрисе и показали пролежавший 65 лет в архивах неизвестный фильм "Родные берега" с великой Раневской в главной роли. "Труд" побывал на премьере в родном городе актрисы.

Памятник поставили рядом с домом, где жила будущая актриса со своей семьей и откуда она отправилась покорять Москву в 19 лет. А "Родные берега" достали с полки, на которой он пролежал с 1943 года. Легендарная комическая актриса предстает в неожиданном для себя образе - интеллектуалки, внешней немного похожей на Надежду Константиновну Крупскую, которая, по сути, становится аллегорией Родины.
Домик, в котором жила в центре Таганрога (бывшая Николаевская улица, 12, а сейчас - улица Фрунзе) семья судовладельца Фельдмана (настоящая фамилия Раневской), сохранил старинный курортный колорит южного провинциального городка, кокетливый ажурный балкончик на втором этаже. Во дворе - огромный и уже цветущий каштан - ровесник Раневской. По иронии судьбы, в дом своего детства Фаина Георгиевна вернулась совсем в другом образе - вздорной, эгоцентричной, деспотичной Лели, который сама актриса не очень-то любила, посылая "пионэров" в непечатные дали. А потому скульптура ростовского мастера Давида Бегалова, на которой Раневская увековечена в образе комической Лели, вызывает противоречивые чувства.
- Фаина Георгиевна очень смеялась бы над всей церемонией открытия своего памятника, потому что была на редкость самокритичным человеком. Впрочем, в жанре трагикомедии прошла не только жизнь актрисы, но и ее похороны. Фотограф Донского крематория свалился в клумбу вместе со штативом в самый прощальный момент, не говоря уже о том, что на похоронах чиновники по документам называли Раневскую Григорьевной (как и было на самом деле), а все мы, ее друзья и коллеги, - Георгиевной (как она любила), - вспоминал на открытии фестиваля "Великая провинция" Евгений Стеблов.
Впрочем, как президент фестиваля "Великая провинция", Евгений Стеблов приложил все усилия, чтобы представить Таганрогу и всей России, как говорится, неизвестную Раневскую. С этой целью был впервые показан фильм "Родные берега", снятый в 1943 году на Ташкентской киностудии режиссерами мастерской Иосифа Хейфцица Садковичем и Брауном, который чудом удалось обнаружить в архивах Госфильмофонда России, отреставрировать и даже выпустить на DVD. К счастью, несмотря на свой 65-летний возраст, картина "Родные берега" очень хорошо сохранилась, и на Московском кинофестивале ее увидит широкий круг зрителей.
Раневскую в роли директора музея, захваченного фашистами, с первого взгляда и не узнать. С изможденным лицом, впалыми щеками, с прической деревенской учительницы и в очках, она не похожа ни на один из своих образов. Кажется, у нее даже другой голос - более нежный, мягкий, грудной. И манера игры куда более сдержанная и скупая, чем в известных работах.
О роли доброй и мужественной Софьи Ивановны, которая одна осталась вместе с фашистами в краеведческом музее, где она директорствовала до войны, только ради того, чтобы спасти экспонаты, Раневская никому не рассказывала. И о причинах, по которым фильм не вышел на экран, сегодня можно только догадываться. Он производит впечатление грамотной и эффективной политической агитки, в которой разве только Раневская избегает ходульности.
- Хотя для своего времени картина новаторская, особенно ее операторская работа. И, конечно, замечательно играет Раневская, - поделился своим мнением с "Трудом" о запрете картины Евгений Стеблов.