Болгарский "Гудрон" - на российских экранах

Дебютный фильм Явора Гырдева, получивший приз за режиссуру на прошлом ММКФ, вышел в российский прокат.

В конкурсной программе XXX Московского кинофестиваля болгарский фильм "Дзифт" стал свежим сквознячком в душной комнате. Среди прочих картин, простых и честных до оскомины, его нестандартность казалась чем-то странным: зрители мчались к выходу, заслышав звучащую в титрах песню о смуглянке-молдаванке и не подозревая, что далее последует отчаянная и ироническая история - черно-белый микс из нуара и комедии с добавлением соцреализма. Поставлен "Дзифт" по книге киноведа Владислава Тодорова, в качестве продюсера картины выступил Георгий Димитров, истинный коммунист, видный деятель болгарского и международного рабочего движения, который в какой-то степени спродюсировал жизнь многих болгар, в частности жизнь героя "Дзифта". Мелкий вор и хулиган Лев Железнов по прозвищу Моль (Захари Бахаров) безвинно сел в 1944 году, а по выходе сразу очутился в тоталитарной Софии 60-х, где на воле было похуже, чем в камере. Прочитанные за годы тюрьмы "Кандид" и словарь иностранных слов вряд ли чем-то могли ему помочь.

Моль предпочел бы быстро найти одну красивую вещицу и одну красивую женщину по прозвищу Богомол (Таня Илиева) и уехать с той и другой в теплые края. Но принципы жизни насекомых соблюдаются Гырдевым неукоснительно: самка богомола всегда откусывает голову самцу, бабочки летят на огонь и гибнут, и пока моль сидит в шкафу, ее никто не тронет, но стоит вылететь - тронут все. Бессмысленность жизни героя "Дзифта" (прочтение "Кандида" не считается), его страдания от яда, которым не успевшего осмотреться экс-заключенного накачали бывшие партнеры, и от предательства любимой, выбравшей человека по кличке Слизень, мутный взгляд на мрачный мавзолей Георгия Димитрова, вкус гудрона во рту - много того, что присуще фильмам в стиле нуар, происходит с медленно гибнущим главным героем под голоса радиоточек, которые заботливо напоминают, сколько ему осталось. Этот своеобразный вариант фильма "24 часа" снят Гырдевым очень красиво и с большим количеством отвлекающих моментов, таких как список значений слова "дзифт" в начале фильма (в данном случае - "гудрон") и множество рассуждений об экскрементах, которые являются одним из толкований этого же слова.

Судьба героя при этом не вызывает особенного сочувствия: то, как сделан фильм, как Гырдев играет с цветом, как вольно смешаны казавшиеся несмешиваемыми жанры, как выстроен кадр, привлекает намного сильнее, нежели констатация режиссером факта: Моль живет случайно и случайно умирает. Прозвище здесь побеждает имя, и если мучительная борьба Льва Железнова со своим слабеющим организмом и достойна аплодисментов, то все знают, что именно они значат для маленькой моли.