09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АМАН ТУЛЕЕВ, ГУБЕРНАТОР КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ВЛАСТЬ ОБЯЗАНА СЛУЖИТЬ ЛЮДЯМ

Крупко Олег
Опубликовано 01:01 19 Июня 2001г.

- Аман Гумирович, вы во второй раз одержали убедительную победу на выборах главы администрации

- Аман Гумирович, вы во второй раз одержали убедительную победу на выборах главы администрации Кемеровской области. Чем вы могли бы объяснить свой успех? (Владимир Смирнов, Москва).
- Сегодня избиратели судят не по словам, а по конкретным делам. Пустые слова всем надоели. А дела таковы. Когда в 1997 году меня первый раз избрали главой администрации, ситуация в области была хуже некуда. Было закрыто 35 шахт, десятки тысяч людей оказались за воротами, а многие из тех, кто работал, подолгу не получали зарплату. Более половины предприятий других отраслей дышало на ладан. Кузбассовцы, выходившие на забастовки, как на работу, не верили ничему и никому. Конечно, пришлось приложить немало сил, чтобы переломить ситуацию. За последние три года мы не только не закрыли ни одной шахты, но и открыли 6 новых шахт и разрезов. Тысячи людей получили работу. Или возьмем флагман российской химии - комбинат "Азот". Три года назад там в цехах воробьи летали, все стояло. А сегодня рабочие вовремя получают и аванс, и зарплату.
Ныне Кузбасс находится в ряду самых динамично развивающихся регионов страны, лидирует по темпам роста объемов промышленного производства, входит в первую десятку по привлечению инвестиций. Как следствие - рабочие места, стабильные зарплаты, реализация различных социальных программ. Впервые за долгие годы появились объявления: "Требуются на работу". Конечно, проблем по-прежнему хватает. Но то, что было сделано за эти годы, - большой шаг вперед. И люди это поняли и оценили.
- Как вы относитесь к реформам президента Владимира Путина, направленным на укрепление власти в стране? Известно, что не у всех губернаторов они вызывают восторг. (Юрий Морозов, Саратов).
- Предпринятые президентом Путиным шаги по укреплению власти были просто необходимы. Ельцинская так называемая система сдержек и противовесов на деле преследовала одну цель - сохранение власти ради власти, а не ее укрепление для эффективного управления страной. Результат известен. Лишенное управляемости государство превратилось в лоскутное одеяло, в каждом из лоскутов-регионов которого жизнь текла не по единым законам, а по воле местных властных элит. Хорошо еще, если совестливых. Сама верховная власть трансформировалась в особую касту. Раз вошедшие в нее никогда, ни за какие промахи не изгонялись, а лишь тасовались в несменяемой колоде. Интересы государства и его граждан соблюдались властью лишь в той степени, которая способствовала сохранению ее собственных интересов. Сложились околовластные группировки. При каждой из них были свои олигархи, управляющие на благо группировки выделенными им кусками собственности, отторгнутой у общества.
Решение нового президента реформировать властную вертикаль и восстановить единообразие закона на всей территории Федерации общество восприняло как шаг на пути к возвращению стране управляемости и к ликвидации произвола местных властей.
Сегодня критики административной реформы говорят об ущемлении прав глав регионов, а не о правах жителей регионов. Выгодно ли россиянам укрепление государственной власти, действующей в рамках единого закона? Двух ответов здесь быть не может. Новый расклад сил позволяет гражданину чувствовать себя защищенным от специфического местного или национального колорита. Защищенные законом люди сами создадут и укрепят гражданские институты по всей России, а власть станет наконец властью. Власть обязана служить людям. В этом ее главное назначение.
- Как вы относитесь к созданию федеральных округов? Нужны ли они? Как складываются ваши отношения с полномочным представителем президента? (Илья Борзенко, Нижний Новгород).
- Если вы помните, в свое время я поставил вопрос: можно ли из одного центра эффективно управлять 89 субъектами Федерации? И предложил идею укрупнения регионов. Возможно, тогда это было несвоевременно. Но в любом случае что-то надо было делать. Так что создание семи федеральных округов считаю шагом своевременным и необходимым. Округа призваны не только восстановить управляемость страной, но и стать своего рода суровыми нитками для начавшей было трещать по швам Федерации.
Создание федеральных округов, на мой взгляд, позволило сразу же решить две важнейшие проблемы. Во-первых, привести местное законодательство в соответствие с Конституцией страны и ее законами, и, во-вторых, упорядочить двухсторонние связи между регионами, снять все административные барьеры на пути движения товаров, восстановить единое экономическое пространство.
С полномочным представителем президента в Сибирском федеральном округе Леонидом Драчевским у меня сложились хорошие, деловые отношения. Наш совет округа действует в тесном контакте с ассоциацией "Сибирское соглашение", изучает самые "больные" точки региона, так или иначе затрагивающие интересы тысяч хозяйствующих субъектов, миллионов российских граждан. Если раньше мне приходилось для решения каких-то важных задач добиваться приема у президента, то теперь есть возможность решать многие проблемы на месте.
- Великий Михаил Ломоносов предрекал: Россия будет прирастать Сибирью. Однако, судя по всему, сегодня мы от этого богатейшего региона отвернулись. Что вы как сибирский губернатор думаете по этому поводу. (Дарья Крылова, Санкт-Петербург).
- Сибирь, безусловно, основная кладовая наших природных ресурсов. Здесь огромные запасы нефти, газа, угля, черных и цветных металлов. Однако из-за непродуманной государственной политики, из-за нашего головотяпства этот регион оказался в роли пасынка. Такое положение, конечно, нетерпимо. Думаю, что с созданием Сибирского федерального округа ситуация будет меняться в лучшую сторону. Станет развиваться производство, начнут расти объемы инвестиций. Но кроме экономического, мне бы хотелось обратить внимание и на политический аспект. В установлении контроля над российскими природными ресурсами сегодня заинтересованы многие. Ряд международных организаций даже разрабатывает концепции, завуалированные под заботу о человечестве в связи с грядущими катаклизмами: глобальным потеплением климата, истощением энергоресурсов и т.д. Основная идея этих концепций в одном - ограничить право государств распоряжаться выпавшими на их долю природными богатствами в нашем "общем доме - космическом корабле Земля". О ком идет речь, думаю, объяснять не надо.
- Каковы, на ваш взгляд, перспективы у угольной отрасли Кузбасса? (Сергей Павлов, Красноярск).
- Думаю, многообещающие. Дело в том, что явный перекос в топливно-энергетическом балансе России, связанный с приоритетным использованием нефти и газа в ущерб углю, поставил сегодня энергобезопасность страны на грань допустимого. Система энергоснабжения оказалась ориентированной преимущественно на один вид топлива. Страна стала похожа на "газового наркомана": она добывает и потребляет газа больше, чем кто-либо. В то же время в мировой энергетике уголь обеспечивает почти половину производства электро- и теплоэнергии. Ведущие страны уже давно ориентируются на уголь. В топливно-энергетическом балансе США доля угля составляет 56 процентов, в Германии - 55,1 процента, в Китае - 70 процентов, в Польше - 91 процент. Зато в России, которая имеет 36 процентов мировых угольных ресурсов, эта доля составляет всего 12-13 процентов. Совершенно очевидно, что нам уже сегодня надо перестраиваться на новую топливно-энергетическую стратегию, а не ждать, когда газ и нефть иссякнут. Ведь по экспертным оценкам, запасов нефти и природного газа хватит от силы лет на 70. А угля у нас на 600 лет вперед.
Кузнецкий бассейн - главная угольная кладовая страны, на долю которой приходится 46 процентов всей добычи каменных углей, 76,5 - коксующихся, а по особо ценным маркам угля для коксования - все 100 процентов. В минувшем году добыча угля составила 115 миллионов тонн. Мы не только перестали закрывать угольные предприятия, но и открываем новые, соответствующие современным мировым стандартам.
Убежден: именно энергетический уголь должен стать сегодня основным сырьем для теплоэлектростанций, а нефть и газ - основными валютными донорами для подъема экономики страны.
- В прошлом году вы подписали с Газпромом соглашение по реализации проектов газификации Кемеровской области и по добыче метана на угольных разработках. Расскажите об этом грандиозном проекте. (Виктор Дробышев, Тула).
- Добыча метана из угольных пластов Кузбасса открывает значительные перспективы. В нашем регионе его запасы оцениваются в 13,5 триллиона кубометров. Это сравнимо с запасами газа в знаменитом Уренгойском месторождении и позволяет рассматривать Кузбасс как крупнейший в мире источник метана. Первый опыт промышленного использования газа из угольных пластов уже имеется. К 2004 году намечено бурение около 500 промышленных скважин, создание системы трубопроводов и хранилищ газа. Основными потребителями метана могут стать завод "Азот", Кузнецкий и Западно-Сибирский металлургические комбинаты, тепловые электростанции. Все они расположены недалеко от мест добычи метана. Значит, не понадобятся большие затраты на компрессию газа и строительство магистральных трубопроводов. Максимальное расстояние от промысла до потребителей не будет превышать 200-250 километров. Но подавать метан можно будет и на более далекие расстояния, даже в Китай.
Реализация совместного с Газпромом проекта "Газ метан" позволит сэкономить огромные денежные средства, создать в Кузбассе дополнительные рабочие места и уменьшить вредные выбросы в атмосферу.
- Для индустриальной Кемеровской области железная дорога имеет особое значение. Ведь вся основная продукция - уголь, прокат, железорудный концентрат и т.д., транспортируется в разные концы России именно по железной дороге. Поэтому будет, наверное, уместным вопрос: как вы относитесь к идее реформирования российских железных дорог? (Сергей Степанов, Новокузнецк).
- С МПС мы давно и плодотворно сотрудничаем. Для нас железная дорога - это как для человеческого организма кровеносные сосуды.
Последние годы мы регулярно подписывали с МПС и Западно-Сибирской железной дорогой соглашения о сотрудничестве. Это позволило не только сохранить, но и расширить как отечественный, так и зарубежный рынки сбыта нашей продукции. К примеру, в прошлом году объем грузоперевозок вырос на 20 процентов. Это очень важный показатель.
Конечно, реформы на железной дороге давно назрели. Тут нечего скрывать. Но проводить их нужно осторожно, без излишней торопливости. Нельзя не учитывать горький опыт реформ по Чубайсу. Сейчас главное не навредить ни российской экономике, ни регионам, ни самим железнодорожникам. Преобразования необходимо осуществлять постепенно, поэтапно, продуманно, на основе заранее подготовленной законодательной базы. Только в этом случае можно рассчитывать на успех.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников