КВОТА ДЕМПИНГУ НЕ ПОМЕХА?

1 мая вступило в силу соглашение о регулировании поставок труб из черных металлов, заключенное

1 мая вступило в силу соглашение о регулировании поставок труб из черных металлов, заключенное между Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, с одной стороны, и Министерством экономики Украины - с другой. Но эта договоренность, по мнению членов Экспертного совета по металлургии и горнорудной промышленности Государственной Думы, не решила проблему, а лишь на время смягчило ее остроту. И значит, можно ожидать нового всплеска эмоций по "трубному вопросу". И довольно скоро.
А началось все с "экономического эксперимента", который затеяли украинские власти в конце 1999 года. Суть его заключалась в том, что украинские производители труб получили от правительства беспрецедентные льготы. Во-первых, трубникам были списаны все ранее начисленные пени и штрафы. Во-вторых, предоставлены льготы по платежам во внебюджетные фонды и по железнодорожному тарифу. В-третьих, снижен на 70 процентов налог на прибыль. Ну и, в-четвертых, трубников полностью освободили от уплаты НДС при экспорте своей продукции в Россию и некоторые другие страны. Таким образом, эксперимент создал для украинских производителей суперблагоприятные условия для активной внешнеторговой деятельности. И украинские трубники не преминули этим воспользоваться.
Разумеется, завалить дешевыми трубами американский или европейский рынок украинцы не смогли бы. Даже если бы и очень захотели. Другое дело - Россия. Во-первых, рядом, а во-вторых, российский рынок, как все прекрасно знают, все еще беззащитен перед экспансией заграничных товаров.
И украинцы со своими трубами направились в Россию. Да так бойко, что едва не парализовали нашу трубную промышленность. Производство российских труб большого диаметра, несмотря на устойчивый спрос на них, резко сократилось. Загруженность производственных мощностей упала до 40 процентов. За несколько месяцев украинского "эксперимента" российские трубные заводы недополучили миллиард рублей. Сотни миллионов рублей недополучила и российская казна.
Сегодня на долю Украины приходится почти 85 процентов всех ввозимых в Россию труб и около 20 процентов общего объема российского трубного рынка. Между тем отечественная трубная промышленность вполне может собственными силами удовлетворить потребности внутреннего рынка. Ныне Россия потребляет около трех миллионов тонн труб в год. Больше нам просто не надо. Любые поставки труб извне автоматически лишают работы, а значит, и прибыли российских трубников.
Кроме того, поскольку западный рынок для российских металлургов искусственно закрыт, они вынуждены ориентироваться прежде всего на отечественного потребителя. А потому крайне заинтересованы в развитии внутреннего рынка металлопродукции вообще и труб большого диаметра в частности. И вдруг - на тебе! Тот самый внутренний рынок, на развитие которого буквально молились российские трубники, в одночасье оказался в руках украинских производителей.
Естественно, российские металлурги забили тревогу, заявив о необходимости введения ограничительных мер по отношению к украинскому импорту. Надо отметить, что дело металлурги затеяли непростое. Хотя в международной практике антидемпинговые расследования и, как следствие, защитные меры - явление более чем распространенное. В России они принимались лишь дважды: сначала была введена специальная пошлина на ввоз патоки, а затем тарифная квота на сахар...
И тем не менее металлурги своего добились. 17 марта прошлого года Министерство торговли РФ (в настоящее время - Министерство экономического развития и торговли РФ) в соответствии с Федеральным законом "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" начало расследование, дабы установить, наносят ли украинские трубы ущерб экономическим интересам России. И если причинно-следственная связь между украинским импортом и падением производства в российской трубной промышленности будет установлена, правительство должно отреагировать на это введением защитных мер.
На подобные расследования закон отводит девять месяцев. Минэкономразвития сработало быстрее. Уже в сентябре был вынесен вердикт: российской трубной промышленности наносится серьезный ущерб. И без введения специальных мер, ограничивающих импорт украинских труб, не обойтись. К такому же выводу, но значительно раньше пришли и члены Экспертного совета по металлургии и горнорудной промышленности. "Трубный вопрос" был даже включен в повестку дня одного из заседаний совета, а затем вынесен на обсуждение Госдумы. И хотя подобные вопросы вряд ли можно отнести к разряду элементарных, думский Экспертный совет, и в частности, председатель совета Андрей Скоч и его заместитель Зелимхан Муцоев, приложил немало усилий к тому, чтобы обратить внимание исполнительной власти на проблему украинских труб.
Ограничить импорт, как известно, можно двумя способами: специальными пошлинами, которые взимаются сверх установленных таможенных платежей, и квотами на ввоз того или иного товара. Российские трубники предлагали пошлину в размере сорока процентов таможенной стоимости. Экспертный совет трубников поддержал. Государственная Дума с мнением экспертов согласилась. Во всяком случае, в парламентском запросе председателю правительства РФ Михаилу Касьянову от 21 декабря 2000 года, инициированном депутатами Скочем и Муцоевым, говорится о необходимости незамедлительного введения именно такой специальной пошлины. Только так, по мнению парламентариев, можно остановить спад производства в российской трубной промышленности.
Пошлину в прошлом году так и не ввели. Экспертному совету по металлургии понадобилось еще несколько месяцев, чтобы убедить исполнительную власть в необходимости ограничительных мер. Все это время "трубный вопрос" наряду с традиционным газовым долгом неизменно включался в повестку дня российско-украинских переговоров, в том числе и на самом высоком уровне.
Понять позицию украинской стороны, конечно, можно. Ограничение экспорта труб в Россию - это потеря важнейшего источника доходов, которых у братской Украины не так уж и много. Не будут в России покупать украинские трубы - встанет производство на большинстве украинских заводов, тысячи рабочих останутся без работы, а их семьи - без средств к существованию. Ибо некуда украинским трубникам податься, кроме как в соседнюю Россию. Этот факт они и сами признают: да, мол, мы исторически ориентированы на российский рынок, не прогоняйте нас оттуда, а то нам очень плохо будет...
Жаль, конечно, украинских трубников. Но ведь никто не покушается на экономические интересы братской славянской страны и ее трудолюбивого народа. Речь идет о том, чтобы создать равные для российских и украинских производителей условия игры. Это неоднократно подчеркивали члены Экспертного совета.
Тем более что изначально эти условия были равными. И российские, и украинские металлурги работают на одном и том же оборудовании, по одним и тем же технологиям, доставшимся обеим странам в наследство от советского металлургического комплекса. И если в одной из стран искусственно занижается стоимость продукции и создаются льготные условия для ее экспорта, другая страна имеет полное право также искусственно завысить стоимость ввозимого на ее территорию товара, восстановив, таким образом, нарушенный баланс. Именно это и предлагали российские трубники, озабоченные исключительно своими производственными и финансовыми проблемами, но никак не политическими. Такого же мнения придерживались и думский Экспертный совет по металлургии, и российский парламент в целом, руководствовавшиеся исключительно интересами национальной экономики - и ничем иным. К такому же выводу в конце концов пришли и в правительстве России.
Соглашение вступило в силу с 1 мая 2001 года. В соответствии с достигнутыми договоренностями до 31 декабря нынешнего года Украина должна поставить в Россию не более 413 тысяч 330 тонн своих труб. Из них 90 тысяч тонн - трубы большого диаметра. В случае, если украинская сторона превысит установленную квоту, Россия начинает автоматически взимать специальную таможенную пошлину в размере сорока процентов. Ту самую, о необходимости которой с самого начала говорили Андрей Скоч и его коллеги по Экспертному совету.
Вот такое соглашение. Закончился ли на этом многомесячный российско-украинский трубный диалог? В Фонде развития трубной промышленности России на сей счет настроены скептически. По мнению президента фонда Ильи Кокарева, текст соглашения составлен таким образом, что оставляет украинской стороне возможность для маневра. Квота не делится по месяцам, а устанавливает лишь общий объем поставок до конца текущего года.
Специалисты фонда полагают, что украинская сторона будет гнать в Россию свои трубы до тех пор, пока не исчерпают квоту. В последнее время Украина поставляла нам в Россию примерно 80-100 тысяч тонн труб ежемесячно. Значит, квота будет исчерпана уже в сентябре. Однако российские трубники опасаются, что на этом украинские поставки в этом году не прекратятся.
Сам украинский президент Леонид Кучма внимательно следит за развитием событий и принимает в них непосредственное участие. Что, впрочем, неудивительно, ибо производство труб на Украине давно монополизировано президентской родней. Так что вряд ли решение "трубного вопроса" Киев пустит на самотек. Какие именно осенние маневры он предпримет, предугадать, конечно, сложно. Однако в том, что Украина, причем на самом высоком государственном уровне, обязательно вернется к "трубному вопросу", - в этом специалисты Экспертного совета и Фонда развития трубной промышленности не сомневаются. Поэтому, полагают они, и российская сторона должна быть готова к защите интересов своих товаропроизводителей. А значит, у Экспертного совета и Фонда трубной промышленности впереди снова большая работа.