07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"ГРАЖДАНЕ, ОПЛАТИТЕ ПРОЕЗД!"


Статья «"ГРАЖДАНЕ, ОПЛАТИТЕ ПРОЕЗД!"»
из номера 103 за 19 Июня 2002г.
Опубликовано 01:01 19 Июня 2002г.
Фразу, вынесенную в заголовок, столичный житель до сих пор нередко слышит, например, в пригородном автобусе. Пассажиров, "забывших" купить билет, уговаривают кондукторы, водители. Московская железная дорога пошла другим путем: воспитывает не уговорами, а штрафами. Первый день лета стал последним днем беззаботного отношения к проездным документам.

До сих пор железнодорожные "зайцы" слишком легко отделывались. 26 рублей - не такое великое бремя, и москвичи, выезжающие, скажем, на дачу, предпочитали заплатить штраф: билет, например, до Шаховской стоит 44 рубля в один конец. Но теперь граждане, похоже, будут вынуждены отказаться от "зайчатины". С 1 июня минимальный штраф составил 41 рубль, а со второго летнего месяца "зайцам" придется выкладывать уже МРОТ.
Электричка резко дергается, и я, стараясь придать лицу суровое выражение, произношу уже порядком надоевшую фразу: "Предъявите билеты". Мирно спящие пассажиры электропоезда "Москва - Фрязино" недовольно открывают глаза. Раздражение вполне понятное: у половины билетов нет. Узнав, что теперь нужно раскошеливаться на 40 рублей, граждане переходят в контрнаступление. "Вы только штрафы дерете, а электрички ужасные, зимой холодно, летом жарко, мусор везде. И турникеты на вокзале неудобные!" "И вот так всегда, - успокаивали меня потом контролеры. - На нас всех собак вешают"...
Я работаю на маршруте вместе с бригадой контролеров ревизорского участка Ярославского направления МЖД. Служба у проверяющих - не сахар. Пять дней в неделю, восемь часов в день. Все время на ногах, есть только часовой перерыв на обед. В электричках душно, в час пик не протолкнешься. К неровному ходу поезда, правда, ревизоры привыкают быстро. Ходят вразвалочку, как моряки. Привыкают и к постоянному хамству пассажиров.
Нарушители, как мне удалось убедиться, бывают трех видов. Собственно безбилетники, затем те, кто берет билет не до своей зоны, а ближе, и люди с поддельными документами. С первыми все просто: штраф или предложение покинуть вагон. Ко второй категории подход избирательный. Если остановку-две проехал - простят.
Особенно любят наши соотечественники "лукавить" с транспортными картами. Пользуясь тем, что еще не у всех бригад есть валидаторы - приборы для считывания, - пассажиры показывают либо просроченные, либо "недоезжающие" карты.
Больше всего хлопот причиняют безбилетники-пенсионеры. "Ну что вы за люди!" - жалуются пожилые "зайцы". А у людей в форме, между прочим, оклад немногим выше пенсии - около двух тысяч рублей. Остальное - процент от выписанных штрафов. С одной стороны, система порочная. Как платный врач, увы, заинтересован в стабильно высоком количестве больных, так ревизор - в большом количестве нарушителей. С другой стороны, без личной заинтересованности немногие смогут отобрать последние рубли у бедолаги в потрепанной куртке и очках, "отремонтированных" суровой ниткой.
Что интересно, немалое количество "зайцев" - граждане весьма преуспевающего вида. Солидные господа с дорогими кожаными портфелями в руках и дамочки с последними моделями сотовых почему-то "забывают" взять билет. Эти, правда, безропотно расстаются со "штрафными" деньгами.
Контролеров на МЖД всего 859 человек, составов - сотни тысяч.
Грядущее повышение цен ревизоры воспринимают без особого энтузиазма.
- Люди просто перестанут платить штраф, - убеждены проверяющие.
- Будете высаживать?
- Если бы. Покричим-покричим, да и пойдем дальше. В случае, когда безбилетник отказывается платить штраф, контролер может только предложить ему добровольно покинуть состав.
Для меня лично это стало откровением. Сколько раз приходилось наблюдать душераздирающие сцены, когда ревизоры выталкивали взашей несчастных "зайцев".
Оказывается, за подобное самоуправство он может остаться без работы. Право насильно удалять безбилетников имеют только представители милиции. Причем высаживать "зайца" где-нибудь на одинокой платформе нельзя. Только на станции крупного населенного пункта. Проблема в том, что далеко не каждый пригородный поезд сопровождает сотрудник правоохранительных органов. Вот и приходится ревизорам, рискуя получить в глаз от какого-нибудь хама или, что хуже, судебный иск от обиженного "зайца", самим выводить под белы руки нарушителей. Случаев нападения на проверяющих немало, и число их все увеличивается.
Как оказалось, в жизни контролера есть место не только неблагодарному труду, но и подвигу. Год назад "моя" бригада - Владимир Ближников и Алексей Горбуленко - задержала в поезде грабителя. О "ратных подвигах" своих подчиненных поведал старший ревизор отдела ревизии пассажирской службы МЖД В.Н. Измайлов:
- Ребята вышли в один из тамбуров, видят - девушка молоденькая рыдает. Оказывается, только что какой-то малый, ударив ее и пригрозив, забрал кошелек, золотую цепочку и серьги. Наши быстро расспросили, как выглядит бандит, и бросились по вагонам. Догнали мерзавца, скрутили и привезли в отделение...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников