СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ - ДЕЛО СТРАХОВЫХ АГЕНТОВ

Ежегодно в жилых домах столицы происходит более 20 тысяч пожаров и около 50 тысяч аварий инженерных коммуникаций. Что делают люди, чьи стены "облизал" огонь, а потолок пропустил воду?

Бегут в ДЭЗ, требуя возмещения ущерба. В Москве 3 миллиона 500 тысяч квартир, из них 1,5 миллиона - приватизированных. За муниципальное жилье по-прежнему ответственность несет город. В случае аварии власти поменяют двери и рамы. А вот собственникам жилья восстанавливать пострадавшую жилплощадь приходится за свой счет. Но люди знающие успевают заранее постелить соломинку.
В бланках, которые мы заполняем при расчете квартплаты, не так давно появилась графа - страховой взнос. При ее заполнении автоматически вступает в силу договор о страховании жилья. На сегодня день таким способом в Москве застрахована каждая четвертая квартира. И многие уже успели убедиться, что полученное ими страховое свидетельство - не филькина грамота.
Когда осенью на чердаке одного из домов в Восточном административном округе произошел пожар, брандмейстеры, борясь с огнем, залили водой квартиры на верхних этажах. Страховщики выплатили жильцам по 100 тысяч рублей. По словам директора Городского центра страхования жилья при правительстве Москвы Алексея Гуральника, страхование по муниципальной системе в 10 - 15 раз дешевле, нежели по коммерческим тарифам, - 40 копеек за квадратный метр. Страхование проходит по системе "все включено": аварии труб, прорывы канализации, пожары, взрывы бытового газа, ураганы и смерчи. В планах выплата компенсации и при обрушении стен из-за перепланировки соседних квартир.
Возьмем квартиру площадью 50 квадратных метров. Годовой взнос был оплачен в расчете по 20 рублей в месяц, или 240 рублей в год. Согласитесь, такая сумма по карману многим. Тем более что вносить ее можно постепенно. А вот случись что с квартирой, страховым компаниям придется раскошелиться почти на 300 тысяч рублей. Конечно, на социальную страховку евроремонта не сделаешь. Но привести "свою крепость" в нормальное состояние, пусть и со скромными обоями, на полученные деньги вполне реально.
Горечь пережитого ЧП, несомненно, скрашивает то обстоятельство, что за деньгами на возмещение ущерба не надо ходить по кругу инстанций, как во времена "советских страховок". Достаточно сообщить об аварии в страховую компанию. Все остальное - обсчет понесенного ущерба, экспертиза причин и прочие хлопоты - ее проблема. Через десять дней компания обязана выложить пострадавшему положенную компенсацию. Правда, договор о страховании жилья вступает в силу только с 1-го числа месяца, следующего за датой оплаты. Сгори квартира раньше, жилец рискует остаться на бобах.
По мнению страховщиков, в Москве низкая культура страхования. Если на Западе страхуют все: от виллы до частей собственного тела, то москвичи до сих пор рискуют своим имуществом. В России на страховку одного человека затрачивается в 250 раз меньше, чем в США, и в 500 раз меньше, чем в Японии. При этом социологические исследования показывают, что 90 процентов москвичей одобряют возможность страхования жилья. И только 5 процентов отказались застраховаться наотрез.
"Систему страхования, действующую в Москве, отличает именно надежность", - заверяет Алексей Гуральник. Страховые компании покрывают 30 процентов ущерба, остальные 70 процентов выплачивает город. В 2002 году на эти цели из городского бюджета выделено 60 миллионов рублей. В прошлом году 10 тысяч семей получили страховые деньги.
Пока застраховать можно не всякое жилье, а только то, что находится, по словам страховщиков, "в страховом поле". За бортом остается жилье с износом свыше 60 процентов, а также аварийные дома. Не распространяется программа и на ведомственный жилой фонд. А вот комнату в коммуналке ее хозяин может застраховать хоть сегодня. Если она приватизирована, то можно без согласия соседей застраховать и свою долю в местах общего обитания.
Собранные с москвичей деньги отправляются не только на выплаты компенсаций, но и в помощь тем, кто ликвидирует последствия. Например, за счет страховых средств в этом году провели реконструкцию двух пожарных депо, оборудовали одну передвижную лабораторию по отслеживанию бытового газа.