"КАЗАЦКИЙ ЗАМАХ" В НЕБЕ НАД ЛЕ БУРЖЕ

В местечке Ле Бурже, что в двух десятках километров к северу от Парижа, открылся 47-й Международный авиационно-космический салон. В нем участвует свыше двух тысяч компаний из 42 стран мира. Ожидается, что салон посетят более 400 тысяч человек, причем больше половины из них - специалисты, занятые в области производства летательных аппаратов.

В качестве организатора российского участия на выставке в этом году выступает компания "Рособоронэкспорт", которая представляет продукцию шести десятков отечественных предприятий и организаций. Среди них "МиГ", "Сухой", "Иркут", "Камов", концерн "Алмаз-Антей" и другие.
Чем удивят россияне мировое "крылатое" сообщество в этом году? В беседе с корреспондентом "Труда" российские представители предположили, что настоящей сенсацией салона может стать боевой самолет - сверхманевренный истребитель МиГ-29М ОВТ. Он оборудован новейшим двигателем РД-33 со всеракурсным отклонением вектора тяги (именно это обозначают три буквы - ОВТ), что позволяет самолету выполнять полеты на минимальных (вплоть до нулевых) скоростях без ограничений по углу атаки и с полным сохранением управляемости.
По сути, истребитель российского производства, как мне говорили спецы из РСК "МиГ", является своего рода лабораторией по отработке новейшего двигателя, в который с целью увеличения надежности, ресурса и повышения тяги вводятся элементы авиамоторов пятого поколения, включая систему цифрового управления и контроля.
Возможности феноменального МиГа под Парижем доверено продемонстрировать опытнейшему летчику Михаилу Беляеву, который благодаря высочайшему мастерству и хладнокровию считается одним из лучших испытателей летательной техники в мире. В программе воздушного аса ряд сложнейших фигур высшего пилотажа, в числе которых знаменитый "Казацкий замах".
Помимо этой "коронки" россияне покажут в Ле Бурже и другие боевые самолеты. Это истребитель корабельного базирования МиГ-29К, учебно-боевой "Як-130". Кстати, как сообщил главком ВВС РФ генерал-полковник Александр Зеленин, 100 таких "Яков" поступит на вооружение в России в 2009 году. И, конечно же, многофункциональные истребители поколения "4+" Су-27СКМ, Су-30МК, составляющие весомую часть российского авиационного экспорта.
Сейчас во французской прессе с большой завистью пишут о том, что российские боевые самолеты, в отличие от европейских "Рафаль" и "Еврофайтер", динамично и активно завоевывают внешние рынки. "В последние годы Россия коллекционирует успехи: произведенные там истребители закупают в Алжире, Венесуэле и, скорее всего, в недалеком будущем в Ливии", - констатирует газета деловых кругов "Эко". По прикидкам местных экспертов, в ближайшие 8 - 9 лет на мировых рынках Россия сможет реализовать боевые крылатые машины на сумму в 13 - 14 миллиардов долларов.
Хорошие экспортные возможности открываются и перед российскими вертолетами. Кстати, в этом году отмечается 100-летие первого полета на винтокрылом аппарате. Помимо прекрасно себя зарекомендовавших Ми-35, Ми-17, Ка-50, Ка-31 и их различных модификаций впервые на авиасалоне Россия показывает всепогодный боевой ударный вертолет Ми-28НЭ "Ночной охотник".
В разделе гражданской авиации основной упор сделан на региональный самолет "Суперджет 100", созданный компанией "Сухой" в содружестве с рядом европейских (в том числе и французских) партнеров. Это, скажем так, "светлый луч в темном царстве" российского гражданского самолетостроения. В то время, когда производство "Илюшиных" и "Туполевых" исчисляется в лучшем случае несколькими экземплярами в год, западные специалисты по коммерческому маркетингу рисуют вполне радужные перспективы для "Суперджетов 100". Считается, что таких самолетов может быть продано не менее 800 штук, причем 500 - на экспорт. Дело за малым - за серийным производством. Как заявил мне гендиректор Михаил Погосян компании "Сухой", службы по производству, испытаниям и продажам этого аппарата полностью сформированы, и все предприятия холдинга готовы приступить к серийному выпуску "Суперджетов". Когда конкретно? Об этом, надеемся, будет объявлено на салоне в Ле Бурже.