ШАЛОСТИ "ХРУСТАЛЬНОЙ ТУРАНДОТ"

Третьяковка распахнула двери для театральной богемы.

Высшая театральная премия Москвы впервые чествовала своих лауреатов среди шедевров живописи. На первый взгляд, выбор этого необычного места смахивал на причуду богатых меценатов, решивших поразить широким жестом театральную богему. Но разве наши артисты и режиссеры не достойны того, чтобы их поддерживали современные Морозовы и Рябушинские? И что плохого в том, что театральный праздник проходил среди бесценных полотен? По крайней мере те, кому выпало счастье получить хрустальную статуэтку в Третьяковке, на всю жизнь запомнят это событие.
Тем более что на нем присутствовала сама Турандот в облике Марии Ароновой, больше, правда, смахивающая на кустодиевскую купчиху, чем на хрупкую китайскую принцессу из пьесы Карло Гоцци. Правда, внушительные габариты ничуть не помешали русской принцессе выбрать "жениха", то есть угадать решение жюри, хотя ее постоянно сбивал с толку непонятно откуда взявшийся экскурсовод в сандалиях, вызвавшийся исполнять роль ее мудрого советника. Его уморительно сыграл Роман Мадянов. Он буквально млел от пышных форм принцессы и в то же время пытался не допускать опасных промахов ее величества, вздумавшей читать заумные рецензии на спектакли и по ним составлять мнение о возможных кандидатах на премию. Зал, состоявший из профессионалов, наконец-то смог посмеяться над некоторыми критическими опусами, немало попортившими кровь артистам.
Юмор вообще великая вещь. Когда Лев Дуров награждал Михаила Державина призом в номинации "За честь и достоинство", то, разумеется, без шуток и розыгрышей не обошлось. В частности, Лев Константинович вспомнил занятный случай, когда Державин вместо таблетки от головной боли дал своему партнеру пурген, и тот во время представления постоянно выбегал за кулисы и оттуда кричал в зал текст, а зрители думали, что так и надо...
Но на "Хрустальной Турандот" не только хохмили, но и, случалось, грустили, но все же чаще все-таки ликовали. Когда организатор премии режиссер Борис Беленький объявил, что за лучшую женскую роль сезона награждается 87-летняя Алла Казанская, блистательно сыгравшая старуху в спектакле вахтанговского театра "Королева красоты", зал разразился бурей аплодисментов. Сама актриса приболела и прийти на торжество не смогла. Вышедшие на сцену ученики Казанской Леонид Ярмольник и Юлия Рутберг были по-настоящему счастливы, принимая награду для своего педагога.
Восходящая звезда Ирина Пегова из чеховского МХТ тоже была на седьмом небе, когда узнала, что "Хрустальная Турандот" досталась ей за лучшую женскую роль в спектакле "Рассказ о счастливой Москве" по Андрею Платонову. Дмитрий Крымов специально прилетел из Праги, чтобы получить приз в качестве лучшего режиссера сезона за ряд экспериментальных работ со своими студентами. Ну а когда на подмостки вспорхнули фоменковцы во главе с Евгением Каменьковичем, режиссером спектакля "Самое главное" по роману Михаила Шишкина "Венерин волос", а приз за лучшую постановку сезона вручал Сергей Женовач, сам забравший в этом году все главные награды Национальной премии "Золотая маска", то зал буквально взорвался от восторга. Мне даже показалось, что вместе с артистами радовались изображенные на портретах "передвижников" писатели, поэты, композиторы...