Самоизоляция на грани абсурда

В Воронеже поставили онлайн-спектакль об отцах и детях на карантине

Стало уже привычным жаловаться на то, что нынешний коронавирусный период не только поломал привычный уклад жизни, но и лишил нас новых ярких произведений искусства. К счастью, нет правил без исключений. Свежая работа Воронежского камерного театра заставляет задуматься о самом насущном в дни пандемии и не только.

То, что продукция наших «творцов» на самоизоляции по большей части тянула лишь на прикол ради развлечения, признают и самые честные среди них, вроде лидера группы «Тараканы!» Дмитрия Спирина, который недавно заявил: нет смысла включать песни его теперешнего «домашнего» проекта в студийный альбом – недостаточно серьезны, стоит поискать новые источники для вдохновения.

А вот театралы такой источник, возможно, нашли. В марте – мае группа драматургов (Евгения Алексеева, Ксения Никитина, Елена Нестерина, Инна Гридина, Юлия Пономаренко) с помощью социальной сети «ВКонтакте» организовала фестиваль «Корона-драма», призвав участников написать короткую (до 15 страниц) пьесу о пандемии и самоизоляции. Отклик превзошел ожидания – пришло около 140 произведений. Лучшие из них режиссеры ведущих московских и питерских театров представили на онлайн-читках. А одну из фестивальных работ – zoom-пьесу «Выбрать троих» известного драматурга, обладателя «Золотой маски» и других престижных премий Дмитрия Данилова – под конец нынешнего сезона поставили сразу два театра – «Мастерская Петра Фоменко» и Воронежский Камерный. Причем воронежцам, на мой взгляд, удалось создать по-настоящему яркое, заставляющее думать и сопереживать произведение.

Лидер воронежского коллектива режиссер Михаил Бычков – к слову, член совета по культуре и искусству при президенте РФ – работает с пьесами Данилова не в первый раз. Полтора года назад поставил «Человека из Подольска» в санкт-петербургском «Приюте комедианта». А сейчас взялся за произведение в новом, внезапно ставшем актуальным жанре zoom-пьесы. И удивил цельностью, глубиной, трогательностью того, что получилось.

Наверное, только редкий житель совсем уж отчаянной глухомани не узнал минувшей весной, что такое zoom. В спектакле «Выбрать троих» с помощью этого «сервиса для конференций» проводят семейный совет пять человек – родители, бабушка и двое взрослых детей. Глава семьи сообщает новость: прошел слух, будто скоро каждому россиянину разрешат непосредственно контактировать лишь с тремя людьми, а общение со всеми остальными станет возможно исключительно через соцсети. И менять выбранные три «слота» можно будет не чаще раза в год.

На удивление, все члены семьи принимают абсурдную «директиву» как должное, никто особенно не возмущается, а сразу переходят к обсуждению – как быть в их конкретной ситуации. Матери семейства Нелли все кажется ясным– она будет напрямую контактировать с мужем (Андрей Мирошников) и детьми (Павел Ильин, Марина Погорельцева). Но у молодежи совсем другие планы: общаться «в натуре» им интереснее с сексуальными партнерами, а с родителями достаточно и в интернете поговорить. Когда Нелли поражается – неужели она не сможет приехать, даже если сын вдруг заболеет, тот искренне удивляется: «А зачем? Ты ведь не врач». Отцу тоже собственная мать и дети не так интересны «вживую», как начальник («он же наш кормилец»), а один слот он оставляет свободным (вдруг появится более перспективная работа и новый босс?!) Семейные узы рушатся на глазах, извечная проблема отцов и детей оборачивается новыми, не менее травматичными гранями, чем те, что нам уже известны.

Особенно хороши в спектакле мама (Наталья Шевченко) и бабушка (Татьяна Сезоненко), которая все время объясняет, что не хочет отягчать семью и ей бы только поскорее умереть, но с отчаянием просит «вы уж про меня не забудьте» и заискивает перед внуком, непринужденно забивающим косячок прямо у экрана: «Паша, как там твоя веселая травка?». А когда сын объявляет, что в свой «слот» ее добавлять не собирается, в ее глазах читается неприкрытая боль.

Данилова принято относить к направлению «театра абсурда». Но у его пьесы и созданного по ней спектакля есть, помимо всего описанного, прекрасное и одновременно страшноватое качество: все персонажи очень узнаваемы, иной раз просто берет оторопь, до чего это похоже на твою бабушку, родителей, на тебя саму… Важное напоминание и предупреждение о том, как трудно (но необходимо!) научиться любить. Думаю, оно сохранит актуальность и после того, как карантин будет окончательно снят.