МИНЗДРАВ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

Новый виток цен на лекарства ожидает россиян, если Государственная Дума при обсуждении проекта Налогового кодекса согласится с предусмотренным в нем введением 20-процентной ставки НДС на большую группу медикаментов, не относящихся к так называемым "жизненно важным". Глава, в которой говорится об НДС, прошла через второе чтение, и на сегодня намечено третье.

Между тем цены на медицинские препараты и без того растут быстрыми темпами. В целом за пять месяцев они подорожали, как видим, на 7,3 процента, что выше общих темпов инфляции в стране за это время (6,8). Да и доллар у нас в этом году все время дешевеет, так что и импортные лекарства, сырье для наших заводов тоже как будто бы не должны дорожать. Тем не менее опережающий инфляцию рост цен по многим препаратам налицо. Нитроглицерин, например, вообще вырос на 30 процентов, а по сравнению с апрелем прошлого года - более чем вдвое. Но это хотя бы дешевое лекарство. А ведь есть медикаменты, которые стоят нынче и 400 и 700, и более тысячи рублей. Многим такие цены не по карману. Каждый второй заболевший россиянин, как показали социологические исследования ВЦИОМ, вынужден из-за нехватки денег отказываться от покупки необходимых препаратов.
"Труд" уже не раз выступал против раскручивания дороговизны на лекарственном рынке. Аморально наживать барыши на страданиях и болезнях людей. Это относится и к фирмам-поставщикам, и к аптекам. В прошлом году наценка в аптечных учреждениях ряда регионов составляла от 33 до 47 процентов. Хорошенькие "накрутки"! А вот совсем свежее объявление в Интернете: "Предлагаю к продаже медикаменты завода "Биохимик", г. Саранск. Цена ниже заводской на 25 процентов. Игорь Геннадьевич". И адрес электронной почты. Значит, в заводской цене заложен немалый "жирок", если можно, сохраняя прибыль, спокойно снижать ее на 25 процентов.
Последняя публикация в нашей газете на эту тему ("Хоть ложись и помирай", 21 июня) вызвала не только горячую поддержку читателей, но и гневные филиппики защитников интересов фармацевтических компаний и Минздрава. Мол, и цифры у нас не те, и расчеты неправильные, и материалы Госкомстата к потребительскому рынку лекарств прямого отношения не имеют. Так вот, приведенные выше данные отражают рост цен, по которым аптеки продают лекарства населению. Регистрация их производится специалистами Госкмстата в 196 городах практически всех субъектов Федерации. Судя по этим статистическим материалам, стоимость, например, отечественного эритромицина (кроме детского) за год (с апреля 1999-го по апрель 2000-го) увеличилась на 22,5 процента, ундевита - на 23,7. А инфляция за этот же период составила лишь 20 процентов (а не 36 как утверждают оппоненты). То есть опережающий рост цен на указанные лекарства и здесь весьма нагляден.
Июньская публикация в "Труде" о подорожании лекарства не осталась незамеченной в Белом доме. Вице-премьер Валентина Матвиенко дала поручение провести специальное совещание, на котором будут рассмотрены ситуация на фармацевтическом рынке, выполнение постановления правительства "О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства". Между прочим, в середине марта Валентина Матвиенко резко критиковала Минздрав за то, что так и не создана эффективная система контроля за ценами на фармацевтическую продукцию.
Проведенные в первом полугодии проверки выявили немало негативных фактов (об этом же свидетельствует и редакционная почта). Впрочем, этим мало кого удивишь. Мне бы хотелось сегодня сакцентировать внимание на другом - в последнее время появились обнадеживающие сигналы некоторых позитивных перемен. В мае и июне рост цен на лекарства замедлился и стал отставать от темпов инфляции.
В июне, например, медикаменты подорожали всего на 0,9 процента, а общий индекс потребительских цен составил 2,6. Если эта тенденция продолжится и после совещания в Белом доме, то можно будет говорить, что усилия, предпринятые правительством, а также многочисленные критические публикации в средствах массовой информации не прошли даром.
Более того, некоторые препараты стали даже - в это трудно поверить - дешеветь. В аптеке N 433 на Волжском бульваре, как сообщила читательница Ирина Филиппова, гель "Контрактубекс" стоил прежде 280 рублей, а теперь - 200. Снизилась цена и на актовегин (для улучшения мозгового кровообращения) с 900 до 660 рублей. В аптеке мне объяснили этот феномен так: "Нашли другого поставщика, у которого более низкие цены на лекарства". Эти факты свидетельствуют: позитивные перемены на фармацевтическом рынке возможны, если за дело всерьез возьмутся и сами аптеки, и местные власти, и Минздрав, и Минэкономики. С одной стороны, следует всячески развивать конкуренцию на этом рынке, с другой - усиливать контроль за тем, как формируются цены на лекарства (соблюдаются ли, например, установленные предельные надбавки и т.д.).
Но пока положение в целом остается весьма сложным. А тут еще грозит подорожание многих тысяч лекарств, если будет введена 20-процентная ставка НДС. Может быть, депутатам Государственной Думы стоит сегодня еще раз все взвесить, прежде чем давать "добро" на эту меру? В конце концов лекарства - это не какие-то там деликатесы, которые можно и не покупать. От того, смогут ли заболевшие россияне приобретать медикаменты (в том числе и не входящие в очень ограниченный список "жизненно важных"), напрямую зависит здоровье граждан. А оно ведь у многих и так не ахти. Владимир Путин охарактеризовал вопрос охраны здоровья человека как "принципиальный", аргументируя это в том числе и тем, что в России смертность в полтора раза превышает уровень этого показателя в других развитых странах. Надо ли усугублять крайне тревожную ситуацию?