ЛЕДОКОЛЫ ПОДОЖДУТ

Снабжение Севера так необходимым для его жителей топливом давно уже стало головной болью для всех ответственных за это ведомств. Каких только важных и нужных решений не принято, чтобы люди за Полярным кругом не замерзали и не голодали, но все равно каждый год бьются во льду суда с грузами, не в силах справиться с ними иногда даже с помощью ледоколов.

Если все делать в точном согласии с природой и осуществлять завоз своевременно, проблем не будет. Летом, по хорошей погоде, немалая часть северных территорий может быть обеспечена грузами и без ледоколов. Но в последние десять лет почти ежегодно лето за Полярным кругом пытаются продлить приказами и постановлениями, забывая, что толстый слой льда от этого тоньше не становится. Уже стало плохой традицией: ежегодно замерзающий Север дает "SOS".
В этом году теперь уже "на местах" предпринята отчаянная и, будем надеяться, плодотворная попытка своевременно завезти северянам уголь. Поскольку большая часть грузов в восточный сектор Арктики и на Чукотку доставляется судами Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) из базовых портов Приморья, руководство судоходной компании приняло решение посетить северян у них дома и обсудить перспективы и проблемы нынешней северной навигации, чтобы попытаться решить их вовремя.
"Гостей" - генерального директора Дальневосточного морского пароходства Александра Луговца и его заместителя Георгия Пикуса, заместителя генерального директора Восточного порта Владимира Дудко принимало все руководство Магаданской областной администрации во главе с губернатором Валентином Цветковым, представители АО "Магаданэнерго", дирекция Магаданской ТЭЦ... В итоге подписан протокол о долгосрочном сотрудничестве при организации завоза грузов в Магаданскую область, который определил проработку стратегии на навигацию-2000, обязанности сторон.
Дальневосточное морское пароходство обязалось завезти в Магадан до окончания конвенционных сроков навигации 400 тысяч тонн угля (при условии, конечно, что этот уголь будет) - именно столько, сколько требуется для прохождения суровой северной зимы. При этом ДВМП идет даже в некотором роде на кредитование области, выразив готовность доставлять уголь не просто без предоплаты за перевозки, но допуская и некоторый (в разумных пределах) долг со стороны получателей. Все сводится к одной простой задаче: обойтись без ледоколов, уложиться в конвенционные сроки, что удешевит перевозки втрое, даст возможность северянам перезимовать.
Как отметил губернатор Валентин Цветков, в этом договоре превалируют государственный подход перевозчиков и портовиков, проблемы и интересы Севера - перед частными интересами. От имени всех жителей Колымы Валентин Иванович поблагодарил Дальневосточное пароходство за готовность предоставить финансовые льготы, заинтересованность и просто человеческое желание протянуть руку помощи, не оставить северян в беде.
- Мы, в свою очередь, обязуемся аккуратно расплачиваться с перевозчиками, - пообещал глава Магаданской областной администрации. - Для нас сотрудничество с Дальневосточным морским пароходством - это практически единственная гарантия спокойствия жителей региона в преддверии зимы.
Готовность области выдерживать условия оплаты генеральный директор ДВМП Александр Луговец рассматривает как важную составляющую бесперебойной поставки угля на Север, который завозить все равно надо. Главное - сделать это в нормальные навигационные сроки, не рискуя флотом и моряками в опасный зимний период, - ведь все прошлые годы суда ДВМП вынуждены были ходить на Север и в декабре, и в январе, и даже в марте...
Между тем уголь понадобится уже скоро: самый теплый месяц года - июль, со средней температурой 14 градусов, закончится уже через несколько дней, зима здесь наступает быстро.