НЕ ДУМАЙ О МИНУТАХ СВЫСОКА

Участники недавней конференции по вопросам введения повременной оплаты за телефонные услуги, прошедшей в Министерстве РФ по связи и информатизации, оценив все "за" и "против", выступили за распространение этой системы по всей России.

В самом деле: нагрузка на сети растет, можно сказать, с каждой минутой. При этом различные категории пользователей создают совершенно разную, порой отличающуюся на порядок нагрузку на сеть. Взять тех же пенсионеров, звонящих в основном друг другу и родственникам, и "телефонных коммерсантов", днями напролет "висящих" на проводе. По экспертным оценкам, только в Москве около 20 процентов абонентов регулярно используют телефон для "бизнес-контактов" - то есть для извлечения прибыли. На телефонах "работает" свыше 1600 фирм только по аренде и купле-продаже недвижимости, а также более трех тысяч их клиентов!
При этом плата для всех остается единой. Получается, что те же пенсионеры, да и вообще небогатые по большей части "среднестатистические пользователи" спонсируют отнюдь не бедствующих коммерсантов. Введение новой системы позволит избежать такой несправедливости.
Нельзя не отметить, что в большинстве стран мира новая система действует с 1960-1970-х годов, и она вовсе не привела к росту абонентской платы. Этот же опыт повторен и у нас: к примеру, в Воронеже, Пскове, Ярославле, Перми, Нижнем Новгороде, Белгороде - всего почти в ста населенных пунктах.
Об опыте в сфере введения "повременки" мы попросили рассказать члена совета директоров ОАО "Воронежсвязьинформ" Юрия НИЗОВЦЕВА:
- Система повременного учета стоимости разговоров местной телефонной сети впервые у нас внедрена в 1994 году в Нововоронеже, городе атомщиков и энергетиков. Опыт этот мы обобщили, изучили, спросили мнение простых людей. В итоге "повременка" была распространена и на Воронеж. В нынешнем году город будет полностью переведен на новую систему. О введении "повременки" население заблаговременно извещалось через СМИ. Мы объяснили людям, каковы особенности новой системы, как ей пользоваться, какие плюсы она принесет.
- Не могли бы подробнее остановиться на тарифах за пользование телефоном. Насколько они дифференцированы по категориям абонентов?
- Когда в 1998 года мы принимали "Правила оказания услуг телефонной связи на сети ОАО "Воронежсвязьинформ", рассматривалось несколько подходов к формированию тарифа. В результате пришли к системе, при которой отказались от скидок и лимитов "разговорного" времени по часам суток. И сделали это вот почему. Уже имевшийся у нас опыт применения "повременки" наглядно демонстрировал, что возможность реального выигрыша для большей части населения обусловлена самой системой повременного учета, а ее максимальная унификация способствует такому выигрышу. К тому же у нас сохранены действовавшие льготы.
При повременной системе плата за абонентскую линию составляет 30 процентов от абонентской платы по категориям пользователей (население - 13, бюджетники - 13,5, хозрасчетные организации - 18 рублей). Стоимость же минуты разговора для всех категорий составляет 8 копеек.
- Сейчас можно нередко услышать, будто "повременка" автоматически ведет к повышению платы за телефон...
- Наш опыт говорит несколько о другом. Абонентов, переведенных на новую систему, которые платят столько же, сколько прежде, - не менее 63 процентов. Из льготных абонентских категорий в стабильные абонентские расценки укладываются до 70 процентов пользователей. При этом 11 процентов наиболее активных абонентов платят почти вдвое больше. Но ведь они столько и "наговаривают".
Слова одного из руководителей Воронежской телефонной сети подтверждаются и примерами других регионов. Введение подобной системы, например, в Перми, Белгороде и Волгограде, расширило финансовую базу для льготных тарифов (установленных для пенсионеров, инвалидов, участников Великой Отечественной войны, других категорий граждан). И неудивительно, что свыше 85 процентов абонентов, переведенных, скажем, на Ярославщине на "повременку" с 1996 года, поддерживают ее введение.