08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

У РОССИИ ЕСТЬ ШАНС CДЕЛАТЬ РЫВОК ВПЕРЕД.ВОСПОЛЬЗУЕМСЯ ЛИ МЫ ИМ?

Президент избран, правительство сформировано, одобрены его долгосрочная программа и план первоочередных мер. Народ ждет перемен к лучшему. Причем ожидания слишком высоки, чтобы их обмануть...

Экономическая задача, которую предстоит решать стране, сколь грандиозна, столь и трудна. Сегодня мы имеем, с одной стороны, техническую отсталость большинства предприятий, с другой - незагруженность мощностей на технологически конкурентоспособных и целом востребованных рынком производствах. Основные фонды физически изношены более чем наполовину, а морально - и на все 90 процентов. Поэтому требуется масштабная реструктуризация национального хозяйства на современной технико-технологической основе с учетом факторов глобализации экономики и нашей специфики. Для этого, по оценкам специалистов, в течение 20 лет необходимо более 2 трлн. долларов инвестиций или 100 млрд. в год.
Эта цифра кажется неподъемной. В 1999 г. общий объем инвестиций в основной капитал составил чуть более 20 млрд. долларов. В текущем году их объем прогнозируется в пределах 25-30 млрд. долларов. Если учесть, что не более половины этой суммы направляется на приобретение техники, оборудования, машин, то ситуация выглядит беспросветной.
Возникают вопросы: где взять деньги и что надо сделать для притока масштабных инвестиций в реальный сектор?
По самым скромным подсчетам, население держит в "чулках" 25-30 млрд. долларов, примерно 5 млрд. скопилось на корсчетах коммерческих банков, около 9,5 млрд. иностранных инвестиций вложено в российскую экономику в прошлом году, 15 миллиардов долларов ежегодно вывозится за границу...
Если мы сложим объем реально осуществляемых инвестиций в экономику страны, а также возможности дополнительного инвестирования (средства населения, организаций, банков, уменьшение оттока капитала за границу, репатриацию вывезенного из России капитала), то получим те самые необходимые для инвестиционного прорыва миллиарды долларов. Если же к этому добавить относительно высокий (пока еще) научный, кадровый и природно-ресурсный потенциал, то картина выглядит уже не столь удручающе.
Далее ход и итоги приватизации до сих пор вызывают болезненную реакцию со стороны общества. Но с утвердившимся в ходе приватизации принципом частной собственности сегодня согласны все сколько-нибудь влиятельные политические силы. Даже коммунисты, при всей их традиционной антиприватизационной риторике, на практике уже не подвергают его, этот краеугольный принцип, полномасштабной ревизии.
Действительно, что даст пересмотр итогов? Государство уже многократно доказало, что оно редко является эффективным собственником. Значит, придется снова осуществлять приватизацию национализированного имущества. Есть ли гарантии, что на этот раз все будет проведено справедливо? И самое главное: есть ли у нас время для масштабных институциональных преобразований? Очевидно, что нет.
С другой стороны, владельцы многих предприятий разработали и реализуют программы развития, формируется новый менеджмент, готовый осуществлять реструктуризацию производств и обеспечивать повышение их эффективности. Программы, естественно, требуют инвестиций. Но разве будет собственник вкладывать финансовые средства в производство, которое завтра у него могут отнять? Да и какой инвестор даст средства такому собственнику для развития?
Поэтому первое, что мог бы сделать президент как гарант Конституции - еще раз четко и твердо заявить: пересмотра итогов законной приватизации, проведенной в рамках действовавшего правового пространства, не будет. В интересах страны - пресечь действия некоторых не в меру ретивых структур в отношении крупных компаний, эффективно осуществляющих свою производственную деятельность и выполняющих социальные и бюджетные обязательства. Было бы желательно реализовать в законе норму о сроках давности для предъявления судебных и иных исков. Соответствующие предложения группой депутатов Госдумы готовятся. Это будет хороший сигнал для инвесторов, позволяющий разбудить фондовый рынок.
Следующий шаг - принятие базового закона об инвестиционной деятельности, который должен стать своеобразным инвестиционным Кодексом. Он необходим для того, чтобы снять все различия между иностранным и отечественным инвестором, законодательно закрепить защиту прав собственности, инвестора, определить основные фундаментальные принципы для осуществления инвестиций в форме капитальных вложений, прямых и портфельных инвестиций. Мы просто обязаны закрепить в законе как минимум не ухудшение условий для инвестора в течение по крайней мере десяти лет - для того, чтобы он мог планировать свою деятельность в России и просчитывать возможный эффект и риски.
Причем защищен должен быть не только крупный инвестор, но и мелкий. Последние скандалы вокруг акционеров РАО "ЕЭС России", не владеющих контрольными пакетами, подтверждают необходимость укрепления позиций "меньшинств". В связи с этим мной внесены предложения по поправкам к Закону "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". В проекте закона предлагается закрепить норму о том, что решение о дополнительной эмиссии акций общества должно приниматься не менее тремя четвертями голосов его акционеров. Необходимо ужесточение правил и контроля в отношении сделок с аффилированными лицами, а также предоставление возможности миноритарным акционерам знакомиться с программными и финансовыми документами общества. Внесение соответствующих изменений в Закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", принятие Закона "Об инвестиционных фондах" также являются необходимыми факторами для активизации фондового рынка и включения средств населения в инвестиционный процесс.
Притоку денег населения в экономический оборот будет способствовать принятие закона о страховании денежных вкладов в банках. Вообще развитие страхового рынка является важнейшим фактором для аккумуляции "длинных денег" как источника долгосрочных инвестиций.
Концептуально ошибочным в программе правительства является, на наш взгляд, тезис о необязательности федеральной промышленной политики. Достаточно якобы снизить налоговое бремя, реализовать принципы либеральной монетарной политики, включить механизмы конкуренции - и реальный сектор сам разберется, в каком направлении и как ему развиваться.
В российской экономике есть отрасли, продукция которых конкурентоспособна и востребована на отечественном и мировом рынках, но им трудно самостоятельно подняться без существенных финансовых вливаний. Например, российская авиация по своим аэродинамическим качествам является лучшей в мире. В то же время парк самолетов гражданской авиации страны крайне изношен. Не первый год задается вопрос: "Почему государство не должно поддерживать отрасль, которая может стать локомотивом для многих и многих предприятий, и почему мы должны покупать "Боинги", разваливая свои потенциально конкурентные предприятия?".
Ссылки на нехватку ресурсов не слишком убедительны, так как их можно сконцентрировать на наиболее технологичных направлениях, а в данном случае даже пойти на бюджетный дефицит. Государство может выступить гарантом, привлекая ресурсы банков на финансирование соответствующих программ. Но одних гарантий мало: нужны ресурсы, причем долгосрочные и относительно дешевые. Здесь возможны лизинговые схемы. Группа депутатов предложила поправки к Закону "О лизинге", снимающие противоречия с международной конвенцией УНИДРУА (международного института унификации частного права) и гражданским кодексом. Это позволит лизинговым компаниям работать в нормальном правовом пространстве.
Удешевлению кредитных ресурсов, повышению стимулов по кредитованию реального сектора могло бы способствовать принятие решения, увязывающего отчисления коммерческих банков в фонд обязательного резервирования с кредитованием реального сектора, и в первую очередь предприятий, выпускающих технологичную продукцию. Кстати, это правило могло бы действовать и при ипотечном кредитовании, подстегивая жилищное строительство. Ведь жилье - это не только цемент, кирпич, железобетон. Жилье -это мебель, сантехника, ковры и самое главное - это иная социально-моральная атмосфера. Правительству и Центробанку нужно увязать денежно-кредитную политику с развитием конкурентного и технологичного реального сектора. Разве плохо, если денежная масса устремится на развитие авиастроения и жилищного строительства?
Многое в программе - наведение конституционного порядка, реформ судебной системы и налогообложения, реструктуризация банковской системы (но не за счет укрупнения банков - часто малые и средние банки эффективнее и добропорядочнее крупных), переход на международные бухгалтерские стандарты - безусловно, должен быть поддержан.
Сегодня у России есть шанс. Высок кредит доверия президенту. Отсутствует деструктивное противостояние между парламентом и правительством, сохраняется относительно благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. Все это, при условии быстрых и решительных действий (не всегда популярных), является хорошей основой для обеспечения устойчивого развития экономики, а значит, и для повышения благосостояния нашего народа.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников