03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ДУМА ВСПАХАЛА ИСТОРИЧЕСКУЮ БОРОЗДУ

Березнева Елена
Опубликовано 01:01 19 Июля 2001г.
В конце минувшей недели Дума приняла во втором чтении проект Земельного кодекса, о необходимости которого так долго говорили реформаторы. В скором времени в России появятся цивилизованные, нодо надеяться, "латифундисты". Причем шанс стать ими есть и "у новых русских", и у иностранцев.

Земельная "эпопея" в Охотном ряду, как многие и предсказывали, получилась скандальной и сумбурной. Видный российский академик Леонид Абалкин по горячим следам сказал лишь одно: слишком много вокруг земельного вопроса политики и, увы, слишком мало профессионализма.
Кодекс и после второго чтения обрастает илом политических комментариев, хотя, казалось бы, после драки кулаками не машут. Лидер Аграрной партии Михаил Лапшин заявил, что законодатели свыше 30 регионов не согласились с концепцией нового кодекса. А значит, его принятие противоречит, дескать, федеральному закону, в котором прописаны принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий между органами госвласти и органами субъектов РФ. По мнению Лапшина, осенью, перед третьим чтением закона, встанет вопрос о создании согласительной комиссии. Не исключено, что АПР обратится в Конституционный суд РФ, который должен будет рассмотреть проблему соответствия Земельного кодекса Основному закону - Конституции.
Что, собственно, произошло в Охотном ряду, откуда этот девятый вал эмоций? Как подсчитали эксперты, кодекс вводит в оборот всего два процента территории РФ - это земли населенных пунктов, участки, на которых стоят промышленные предприятия. Судьба всех прочих наделов (почти 98 процентов), имеющих статус охранных территорий, земель запаса, лесного фонда, наконец, сельхозугодий, пока не рассматривается. Правительство в лице министра финансов Алексея Кудрина пообещало, что проект отдельного федерального закона о купле-продаже пашни будет разработан к концу года. А Михаил Лапшин и ему оппонирует: мол, это на словах оборот сельхозугодий собираются отделить от прочих, но в рамочном кодексе об этом ничего не сказано.
Однако спустимся на землю, судьбу которой Дума уже решила. Ту, где стоят предприятия. Как заявил заместитель министра экономического развития и торговли Александр Маслов, инвесторы не хотели работать в России во многом именно из-за неопределенности в земельном вопросе. Фабрики и заводы не могли рассчитывать на серьезные кредиты, поскольку не имели права передать в залог предприятия вместе с землей, на которой они расположены. И эта ситуация давно требовала разрешения. Глава Минэкономразвития Герман Греф не скрывает, что рассматривает оборот этой земли как завершающий этап процесса приватизации, который существенно обогатит казну. Реформаторы рассчитывают, что предприятия начнут выкупать участки, чтобы поднять цену собственных акций.
К слову, против такой перспективы не возражали ни правые, ни левые. И думское большинство, которое было давно готово проголосовать за правительственный вариант Земельного кодекса, и меньшинство спорили по двум вопросам: о выкупной цене участков под предприятиями и о праве иностранцев участвовать в этом рынке.
С ценой было проще. Правда, некоторые депутаты (например, Геннадий Кулик) предлагали передавать землю в собственность владельцам предприятий по рыночной стоимости, но большинство проголосовало за правительственный вариант. За то, чтобы выкуп составлял от 5 до 10 ставок земельного налога за единицу площади. Пять или все десять - пусть решают местные власти. Руководствовались простой логикой: если позволить региональной власти назначать на участки рыночную цену, то чиновники могут ее так поднять, что все инвесторы разбегутся. Едва ли подобная постановка вопроса пришлась по душе мэрам крупных, и не только крупных городов, озабоченных пополнением местной казны. Но закон есть закон, придется привыкать к новым рыночным реалиям.
Хотя даже в таком городе, как Москва, надежд на золотой дождь от продажи участков не питают. У всех на памяти итоги первого эксперимента по продаже земли в Зеленограде. Перед тем как он был объявлен, ожидалось, что от инвесторов, в том числе - иностранных, не будет отбоя, и скромные стартовые цены на участки в столичном городе-спутнике неудержимо пойдут вверх. Ожидаемого не произошло. Иностранцы не польстились на предложение, да и доморощенные предприниматели тоже. Инвесторам важен пока больше центр Москвы. Аналогичные интересы у них и в других российских городах.
Кстати, с правами иностранных инвесторов думцы разбирались довольно напряженно. Понятно, что с одной стороны звучал воинствующий призыв "Ни пяди земли - чужакам!". С другой - все ясно понимали: своих олигархов - потенциальных латифундистов дай Бог наберется десятка два. А стране позарез нужны капиталовложения, рабочие места. Потому и решили предоставить иностранцам такие же права на несельскохозяйственные земли, как и россиянам. За исключением приграничных и некоторых других территорий, перечень которых определяется президентом.
Так или иначе, пусть не единогласно, но "первую борозду" в земельном вопросе Дума вместе с правительством проложила. В надежде, что земельные ресурсы страны, которые оцениваются учеными минимум в 30 миллиардов долларов, начнут работать на экономику.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников