11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МЕРТВАЯ ПЕТЛЯ

Ищенко Сергей
Опубликовано 01:01 19 Июля 2001г.
В минувший вторник во время празднования своего 85-летия морская авиация России осталась без своего лучшего аса. Во время демонстрационного полета на палубном истребителе Су-33 над аэродромом гарнизона Остров Псковской области на глазах тысяч зрителей внезапно врезался в землю и погиб заместитель командующего ВВС флота Герой России летчик-снайпер генерал-майор Тимур Апакидзе.

Генерал Апакидзе налетал 3,5 тысячи часов, кажется, на всем, что способно подняться в воздух. Он был легендой российского флота, которого знали все от лейтенанта до адмирала. С именем Тимура Апакидзе навсегда связано появление в корабельном составе ВМФ России принципиально нового типа оружия - палубной авиации. Именно он первым из наших строевых летчиков посадил палубный истребитель Су-27К ( он же Су-33) на единственный в стране авианосец "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов". Было это в 1991 году. В 1999 году первым же освоил посадку на корабль за Полярным кругом ночью и в сложных метеоусловиях. Взлетал и садился даже на американский авианосец в Средиземном море. Там его встречали поднятыми вверх большими пальцами: кому, как не американцам, располагающим самым мощным авианосным флотом в мире, знать, что летчики палубной авиации - это военная элита.
А еще потомок грузинских князей генерал Тимур Апакидзе был настоящим патриотом России. Судьбе угодно было проверить это в том же 1991 году. Когда рухнул Советский Союз, отдельный корабельный истребительный авиационный полк, которым командовал Апакидзе, отрабатывал взлет и посадку на авианосную палубу на специально построенном для этого крымском полигоне "Нитка" близ города Саки. Сам авианосец "Адмирал Кузнецов", так и не получивший к тому времени по причине неготовности летчиков своего главного оружия - авиакрыла, месяцами на якорях маялся на рейде Севастополя. Когда начался хаотичный и скандальный дележ между враз ставшими независимыми республиками советского военного наследства, делегаты от Киева пришли и к Апакидзе: "Присягай на верность украинскому народу". Взамен - златые горы и блестящая карьера. Тут же позвали и в независимую Грузию - командующим ВВС. Апакидзе все это отверг, мол, дважды не присягают. Его летчики решили так же. И полк вместе с боевым знаменем улетел в Россию. Следом моряки раздираемого на части Черноморского флота на собственный страх и риск спешно отправили вокруг Европы совсем еще "сырой" и не закончивший испытания единственный наш авианосец. Полк Апакидзе и "Адмирал Кузнецов" встретились в российской заполярной базе Видяево. И благодаря этой встрече у ВМФ России есть теперь полноценная палубная авиация, способная летать и воевать в любой точке Мирового океана.
В короткой истории отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного флота эта катастрофа Су-33 - четвертая. Апакидзе особенно гордился тем, что ни одной не произошло на авианосце, все - на земле. Первая случилась еще в 1991 году под Саками. И пилотировал самолет именно Тимур Апакидзе. Тогда ас сумел катапультироваться. Все, кто знал генерала, теперь ломают головы над тем, что помешало ему воспользоваться тем же средством спасения и на этот раз. Катапульты на истребителях Су стоят надежнейшие. Летчика они спасали даже тогда, когда его кресло выстреливалось у самой земли. Почему катапульта не спасла Апакидзе? Может быть, потому, что он до последнего мгновения боролся за падавшую боевую машину - ведь до аэродрома оставалось всего три километра? Мгновения ему и не хватило.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников