ГАЗПРОМ ОТЧИТЫВАЕТСЯ

1. Об утверждении Годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчета о

1. Об утверждении Годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчета о прибылях и убытках (счетов прибылей и убытков) ОАО "Газпром", а также распределения прибыли, в том числе выплаты (объявлении) дивидендов Общества, по результатам 2001 года.
2. О размере, сроках и форме выплаты годовых дивидендов по акциям ОАО "Газпром".
3. О вознаграждении членам Совета директоров и Ревизионной комиссии ОАО "Газпром".
4. Об утверждении Устава ОАО "Газпром" в новой редакции.
5. Об утверждении Кодекса корпоративного управления (поведения) ОАО "Газпром".
6. Об утверждении Положения об Общем собрании акционеров ОАО "Газпром".
7. Об утверждении Положения о Совете директоров ОАО "Газпром".
8. Об утверждении Положения о Правлении ОАО "Газпром".
9. Об утверждении Положения о Председателе Правления ОАО "Газпром".
10. Об утверждении Положения о Ревизионной комиссии ОАО "Газпром" в новой редакции.
11. Об утверждении аудитора ОАО "Газпром".
12. О досрочном прекращении полномочий Ревизионной комиссии ОАО "Газпром".
13. Об избрании членов Ревизионной комиссии ОАО "Газпром".
14. Об избрании членов Совета директоров ОАО "Газпром".
В работе годового Общего собрания акционеров приняли участие представители Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств, члены Правления ОАО "Газпром", члены Ревизионной комиссии, представители аудитора, руководители дочерних обществ и организаций, ответственные работники администрации Общества.
Общее количество голосов, которыми обладают акционеры ОАО "Газпром", - 23 673 512 900.
Количество голосов, которыми обладают акционеры, принимающие участие в Собрании как лично, так и через своих представителей, - 22 175 106 217 (93,67% от общего количества).
Согласно Уставу Общества данное Собрание акционеров ОАО "Газпром" правомочно решать поставленные вопросы.
Собрание открыл председатель Совета директоров ОАО "Газпром" Р.И.Вяхирев. Он объявил регламент работы Собрания, который был принят акционерами ОАО "Газпром".
С докладом "О результатах деятельности Общества в 2001 году" выступил заместитель председателя Правления ОАО "Газпром" А.Г.Ананенков.
Докладчик подчеркнул, что минувший год был связан со значительными преобразованиями в производственной и финансово-экономической сферах деятельности компании, в составе органов управления. Происшедшие изменения были вызваны необходимостью дальнейшей оптимизации работы Общества. ОАО "Газпром" должно стать компанией, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к крупнейшим международным корпорациям. Являясь лидером мировой газовой промышленности, ОАО "Газпром" не может не следовать общемировым тенденциям повышения эффективности использования ресурсов, совершенствования форм корпоративного управления. Причем перемены в деятельности компании обусловлены объективными особенностями нынешнего этапа развития экономики России, когда новыми приоритетами стали такие категории, как капитализация, корпоративное управление, прозрачность финансовых потоков.
Оценивая итоги 2001 года, докладчик констатировал, что организации Газпрома работали стабильно, обеспечивая поставки газа потребителям страны и на экспорт. Организациями Общества добыто 512 млрд. кубометров газа. Потребителям России, с учетом независимых компаний, по Единой системе газоснабжения поставлено 317,5 млрд. куб.м газа, что превышает уровень предыдущего года на 9,1 млрд.куб.м.
В числе значительных достижений компании следует отметить ввод в эксплуатацию в конце сентября 2001 года крупнейшего Заполярного нефтегазоконденсатного месторождения. Это месторождение призвано решить основную стратегическую задачу Общества - стабилизировать газодобычу. Уже к 2005 году на Заполярном месторождении будет ежегодно добываться 100 млрд. кубометров газа.
В 2001 году добыто 10,2 млн.тонн газового конденсата и нефти. Получила дальнейшее развитие газоперерабатывающая подотрасль. Намеченные объемы выпуска продукции были выполнены по всей номенклатуре. Произведено 2,1 млн.тонн сжиженного газа, 1,2 млн.тонн автомобильного бензина, 4,7 млн.тонн серы, 1,6 млн.тонн дизельного топлива, что превышает уровень 2000 года.
Продолжалось погашение задолженности за поставленный газ российских потребителей. С начала года их задолженность снизилась на 36,6 млрд.рублей и по состоянию на конец 2001 года составила 43,5 млрд.рублей. Средний уровень оплаты потребителями текущих поставок газа возрос до 92,4% от стоимости поставленного газа, а доля денежных средств в общем объеме платежей за газ увеличилась до 83,3%.
Финансово-экономические показатели Общества за 2001 год являются лучшими за последние десять лет. Так, выручка от поставки газа потребителям России и на экспорт (без вывозной таможенной пошлины, НДС и акциза) составила в 2001 году 473,6 млрд. руб., что на 60,5 млрд. руб. больше показателя 2000 года. Получена рекордная выручка от экспорта газа - 14,5 млрд. долл.
Чистая прибыль головной компании за 2001 год составила 71,9 млрд. рублей, что на 27,5 млрд.рублей больше, чем в предыдущем году.
ОАО "Газпром" выплатило 238,4 млрд.руб. по налоговым обязательствам в федеральный бюджет. С учетом погашенной задолженности это составляет 117% от объема налоговых начислений. По состоянию на 1 января 2001 года ОАО "Газпром" и его дочерние общества не имели неурегулированной задолженности по платежам в федеральный бюджет. Согласно общепринятым критериям финансового анализа финансовое состояние Общества отвечает условиям "Нормальная устойчивость".
Анализируя перспективы развития компании, докладчик особо подчеркнул, что вопрос о реорганизации Газпрома не стоит. Совместно с правительством РФ руководство ОАО "Газпром" ведет работу, направленную на реформирование российского рынка газа и превращение газовой отрасли в привлекательную для инвестиций.
В 2001 году проведен обширный комплекс геологоразведочных работ общей стоимостью 5 млрд.руб. При этом были открыты два месторождения: Южно-Парусовое конденсатное в Ямало-Ненецком автономном округе и Северо-Прибрежное нефтяное в Краснодарском крае, а также нефтяная залежь на Югид-Соплесском нефтегазовом месторождении в Республике Коми.
Независимой экспертизой по международным стандартам проведен аудит 84% запасов газа, 71% конденсата и 60% нефти. Аудит подтвердил надежность оценок начальных запасов углеводородов по месторождениям и достаточно высокий коэффициент перевода запасов в категорию "доказанных". Текущая стоимость запасов углеводородного сырья ОАО "Газпром" оценивается в 41,4 млрд.долл.
На начало 2002 года запасы газа ОАО "Газпром" составляют 26 трлн. кубометров на месторождениях, принадлежащих организациям со 100-процентным участием ОАО "Газпром". Эти организации также владеют запасами газового конденсата в объеме 1,2 млрд. тонн и нефти - 0,5 млрд. тонн.
В течение года освоено 120 млрд.рублей капитальных вложений. Основные инвестиции направлялись на обустройство Заполярного месторождения, строительство дожимных компрессорных станций, реализацию проектов "Ямал - Европа" и "Голубой поток", расширение подземных хранилищ и реконструкцию газотранспортной системы. В рамках проекта "Ямал - Европа" в отчетном году завершено строительство первой нитки транзитного газопровода на территории Польши. За прошедший год в промышленную эксплуатацию введено около 500 км магистральных газопроводов и газопроводов-отводов, 1 компрессорная станция, 2 установки подготовки газа на 42 млрд. кубометров газа в год, подключено 257 эксплуатационных скважин на месторождениях и ПХГ, приращена активная емкость ПХГ на 0,7 млрд. кубометров газа.
В 2001 году выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на сумму 2,5 млрд. рублей. Главное внимание уделялось созданию и внедрению энергосберегающего оборудования, в первую очередь для транспортировки газа; созданию газоперекачивающих агрегатов с высоким КПД и низким уровнем выбросов вредных веществ, что позволит значительно снизить расход топливного газа и улучшить экологические условия. На мероприятия по охране окружающей среды в минувшем году израсходовано 3,3 млрд. рублей.
В прошлом году произошли важные события, давшие импульс развитию рынка акций Общества и росту их котировок. В апреле 2001 года президент Российской Федерации подписал распоряжение об образовании рабочей группы по разработке комплекса мер, направленных на либерализацию рынка акций ОАО "Газпром". Рабочая группа рассмотрела предложения по изменению действующего законодательства, поступившие от заинтересованных сторон, включая акционеров. Учитывая стратегическое значение ОАО "Газпром" для экономики России, рабочая группа решила рекомендовать поэтапный подход к проведению либерализации.
Цена акции Общества на Московской фондовой бирже за минувший год увеличилась на 90% и составила на конец года 15,72 рубля.
С июля 2001 года акции ОАО "Газпром" начали торговаться на Санкт-Петербургской фондовой бирже через терминалы Российской Торговой Системы.
По итогам 2001 года средняя рыночная капитализация ОАО "Газпром" выросла на 43% и составила 11,35 млрд.долл.
В рамках разработки Кодекса корпоративного управления ОАО "Газпром" Совет директоров одобрил Дивидендную политику Общества, в которой определены принципы формирования размера дивидендов, рекомендуемых для утверждения на годовом собрании акционеров. По итогам деятельности в 2001 году Совет директоров рекомендует годовому собранию акционеров направить на выплату дивидендов 10512 млн. руб. Это на 47% выше уровня дивидендов, выплаченных по итогам 2000 года.
Оценивая экспортную стратегию компании, докладчик отметил, что европейский рынок является основным источником средств для ОАО "Газпром", и все, что происходит на европейском газовом рынке, находится в поле зрения руководства Общества. В 1998 году Европейское сообщество приняло Газовую директиву, направленную на либерализацию рынка Европы. Цель либерализации - снижение цены на газ вследствие усиления конкуренции и полная ликвидация долгосрочных контрактов. Переговоры, которые Общество ведет с Энергетической комиссией в Брюсселе, обнадеживают, и в настоящее время первоначальная постановка вопроса о полной ликвидации долгосрочных контрактов снята. Долгосрочные контракты, которые на сегодня уже заключены, будут действовать с сохранением существенного условия: "take or pay" ("бери или плати"). Спотовый рынок получит дальнейшее развитие за счет дополнительных объемов газа, которые появляются на рынке. Основу же должны составлять долгосрочные контракты, позволяющие Обществу привлекать инвестиции для своего развития.
ОАО "Газпром" более 30 лет поставляет газ в европейские страны. За эти годы ни разу не были сорваны его контрактные обязательства. Поэтому Общество имеет в Европе репутацию надежного поставщика и рассчитывает на ее сохранение и в будущем.
Высшей целью экономической стратегии ОАО "Газпром" является повышение капитализации Общества. Достижению этой цели будет способствовать либерализация рынка акций ОАО "Газпром", предоставление возможности увеличения иностранного участия в уставном капитале компании до 20%, упрощение процедуры купли-продажи акций, совершенствование законодательства Российской Федерации и корпоративного управления Общества.
В ближайшей перспективе стоят задачи по стабилизации добычи газа и укреплению сырьевой базы. Стратегическим регионом для ОАО "Газпром" являются месторождения на полуострове Ямал и прилегающем к нему арктическом шельфе. В Западной Сибири к 2010 году основным районом добычи останется Надым-Пур-Тазовский. В этот период начнется освоение газовых ресурсов полуострова Ямал, а после 2015 года - нового района Обско-Тазовской губы и Штокмановского месторождения.
Проводя основные геологоразведочные работы в северных районах Западной Сибири, ОАО "Газпром" планирует вести доразведку и в старых добычных районах Астраханской и Оренбургской областей. Разработка малых и средних месторождений в этих районах экономически эффективна, поскольку здесь созданы производственные и транспортные мощности, социальная инфраструктура.
Правлением ОАО "Газпром" утверждена комплексная программа по освоению газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, созданию системы газоснабжения восточных регионов России и обеспечению единого экспортного коридора, связывающего районы добычи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Стабилизация добычи газа обусловлена объемами инвестиций, направляемых на ввод новых мощностей, реконструкцию и капитальный ремонт действующих. Эта проблема неразрывно связана с источниками финансирования и с совершенствованием политики ценообразования на газ, реализуемый на внутреннем рынке.
Низкие цены на газ создают иллюзию его дешевизны, порождают нерациональное и неэффективное использование, поощряют техническую отсталость отечественного промышленного производства и отсутствие стимулов к газосбережению. Сложившаяся ситуация привела к убыточности реализации газа на внутреннем рынке.
В докладе названы основные направления снижения затрат в ОАО "Газпром". Так, в настоящее время пересматривается организация буровых работ, капитального строительства и материально-технического обеспечения. Повышается роль Тендерного комитета ОАО "Газпром". Рассматривается вопрос об организации тендерных комитетов в дочерних организациях. Усилен контроль за расходованием материальных и финансовых ресурсов. Практически все дочерние организации улучшили показатели своей работы. В текущем году в системе ОАО "Газпром" будут продолжены структурные преобразования, направленные на сокращение численности административного персонала, повышение эффективности работы организаций, в которых имеются финансовые вложения Общества, улучшение работы с потребителями газа. Совершенствуется управление активами, восстанавливается контроль над АК "Сибур", ОАО "Пургаз" и ОАО "Запсибгазпром".
Вся работа администрации ОАО "Газпром" и его дочерних организаций направлена на обеспечение надежности газоснабжения и повышение эффективности деятельности Общества.
В заключение докладчик выразил надежду, что акционеры ОАО "Газпром" одобрят итоги деятельности Общества за 2001 год.
Выступившие в прениях акционеры А.В.Хасиев, Л.М.Черняк, А.Ф.Красников, С.С.Степанов, Л.Н.Чернощеков поддержали предложение об утверждении Годового отчета о результатах деятельности Общества в 2001 году, отметили высокое качество предоставленных акционерам материалов и выступили с предложениями:
- о повсеместном внедрении газосберегающих технологий;
- об обязательном применении газовых счетчиков, исключив "подушную" систему оплаты за газ в бытовом секторе;
- о различных формах привлечения инвестиций в газовую отрасль;
- о реализации прогрессивных форм организации строительства и финансирования крупных проектов на примере газопровода "Голубой поток";
- о стратегии совершенствования деятельности менеджмента Общества;
- о дивидендной политике Общества;
- о социальных проблемах в ООО "Сургутгазпром";
- о состоянии отраслевой печати в рыночных условиях;
- о проблемах управления персоналом и подготовке кадров в системе ОАО "Газпром".
Акционерами ОАО "Газпром" были поставлены вопросы:
О включении вопроса о сроках завершения газификации всех населенных пунктов России в число стратегических приоритетов.
О низких темпах перевода автотранспорта Газпрома на газовое топливо.
О максимально возможной доле зарубежных инвесторов в уставном капитале Газпрома, исходя из необходимости обеспечения безопасности страны.
О цене на газ в России, обеспечивающей рентабельность его добычи.
О либерализации рынка акций ОАО "Газпром".
Об обслуживании акционеров специализированным регистратором и депозитариями.
Об особых условиях начисления дивидендов акционерам, которые приобрели свои акции в результате приватизации.
Об организации питания участников Собрания в период его проведения.
Б.В.Будзуляк, А.В.Круглов, А.И.Цегельский, Е.А.Васильева, Е.Е.Карпель, Д.А.Медведев ответили на вопросы, поставленные акционерами.
С докладом о проектах Устава ОАО "Газпром" в новой редакции, Положения о Ревизионной комиссии и внутренних документов, регулирующих деятельность органов Общества, выступил начальник Юридического департамента К.А.Чуйченко.
Характеризуя представленный пакет документов, докладчик отметил, что на утверждение Общего собрания акционеров представлены важнейшие для Общества документы, поскольку принятие обоснованных решений с целью достижения высоких темпов развития и роста прибыли Общества непосредственно зависит от четкой и согласованной системы внутренних нормативных документов, регулирующих деятельность Общества. Создание такой системы является приоритетной задачей в связи с новыми требованиями корпоративного законодательства.
Федеральным законом от 7 августа 2001 г. были внесены существенные изменения и дополнения в Федеральный закон "Об акционерных обществах", затронувшие 66 статей из 94, что потребовало подготовки Устава Общества в новой редакции.
Представленные Общему собранию акционеров положения об органах управления Общества неразрывно связаны с его Уставом и образуют систему внутренних документов Общества. В связи с этим целесообразно рассматривать их единым пакетом.
Докладчик подчеркнул, что очевидна и необходимость определения корпоративных стандартов и правил поведения Общества в целом , а также его органов и акционеров. На это направлен Кодекс корпоративного управления (поведения), являющийся, по существу, сводом принципов совершенствования корпоративных отношений в Обществе.
Документы подготовлены с участием независимых консультантов и экспертов, представляющих различные направления в области корпоративного управления.
Все документы рассматривались Правлением и одобрены Советом директоров ОАО "Газпром".
Далее К.А.Чуйченко остановился на новых положениях, содержащихся в проекте Устава Общества в новой редакции.
Он отметил, что проект Устава, следуя общей тенденции акционерного законодательства, усиливает правовую защиту акционеров, более четко закрепляет их права, вводит дополнительные гарантии.
Прежде всего это проявляется в повышении роли Общего собрания акционеров в управлении Обществом, расширении круга вопросов, которые не могут быть переданы на решение иных органов управления Общества, что отражено в статьях 6,8 и 15 проекта Устава.
О расширении прав акционеров, усилении их влияния на управление Обществом указывает также новая редакция ст. 22 проекта Устава, которая теперь не устанавливает количественных ограничений для внесения акционерами , владеющими не менее чем 2% голосующих акций, предложений в повестку дня годового Общего собрания акционеров.
Докладчик сообщил, что более детально регламентировано право акционеров обжаловать в суде принимаемые Общим собранием акционеров решения. Для обжалования установлен шестимесячный срок со дня, когда акционер узнал или должен был узнать о принятом решении, которое, по его мнению, нарушает законодательство или Устав Общества, а также при этом нарушает его права и законные интересы. Это правило является гарантией стабильности работы Общества и соблюдения прав других акционеров.
Новые положения Закона и проекта Устава частично перераспределяют или уточняют компетенцию органов управления.
Отныне годовое Общее собрание акционеров обязано ежегодно избирать Ревизионную комиссию. Только Общее собрание акционеров вправе принимать решения по вопросам увеличения уставного капитала Общества путем увеличения номинальной стоимости акций и размещения их по закрытой подписке, а в определенных случаях и по вопросам размещения акций и конвертируемых ценных бумаг Общества по открытой подписке. В компетенцию Общего собрания акционеров передано важнейшее право утверждать внутренние документы, регулирующие деятельность органов Общества. Это право ранее принадлежало Совету директоров.
Следуя Закону, статья 16 проекта Устава несколько шире, чем ранее, определяет вопросы, решения по которым могут приниматься Собранием только по предложению Совета директоров. Теперь в их перечень дополнительно включены вопросы об увеличении уставного капитала в соответствующих случаях и утверждении указанных внутренних документов Общества. Докладчик пояснил, что это правило не должно рассматриваться в качестве ограничения прав акционеров, а продиктовано необходимостью предварительных исследований, обоснований и разработки проектов документов. Поэтому внесение соответствующих вопросов на решение Общего собрания акционеров поручено Совету директоров.
Новой нормой для Устава является предусмотренное статьей 22 право Совета директоров по собственному усмотрению включать в соответствии с Законом вопросы в повестку дня Общего собрания акционеров и кандидатов в список для избрания в органы Общества, что является дополнительной гарантией успешного проведения Общего собрания акционеров.
Докладчик, ссылаясь на Закон и статьи 10, 12, 24 проекта Устава, дал краткую характеристику и другим изменениям, в том числе сообщил: об уточнении порядка созыва и проведения внеочередных собраний акционеров; установлении предельного срока выплаты дивидендов, который составляет 60 дней после принятия решения об их выплате, если Общим собранием акционеров не определена иная дата; исключении норм о выплате промежуточных дивидендов; введении новых положений о дробных акциях и предоставляемых ими правах, которые впервые предусмотрены Законом в целях защиты имущественных прав акционеров от недобросовестных действий по консолидации акций за счет миноритарных акционеров.
Докладчик подчеркнул, что новая редакция Устава отвечает требованиям федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, обеспечивает оптимальное взаимодействие органов управления, соответствует корпоративным стандартам, а также учитывает специфику деятельности Общества, акционерами которого являются свыше 500 тыс. физических и юридических лиц.
Далее К.А.Чуйченко остановился на каждом из представленных на утверждение внутренних документов.
Он отметил, что Федеральный закон "Об акционерных обществах" и Устав регулируют только основные вопросы деятельности Общего собрания акционеров. Для обеспечения прав и законных интересов акционеров при организации созыва и работы Общего собрания акционеров необходимо принять Положение об Общем собрании акционеров ОАО "Газпром", которое регулирует основную часть вопросов и отношений Общества с акционерами, возникающих в процессе проведения общих собраний акционеров.
Проект Положения содержит нормы о формировании и компетенции рабочих органов Собрания, порядке регистрации и голосования акционеров и их представителей.
Предусмотрены дополнительные требования к деятельности по подготовке к проведению Общего собрания акционеров, например, к определению Советом директоров даты, времени и места регистрации и проведения собраний, которые должны обеспечивать максимальную доступность для акционеров.
Таким образом, Положение об Общем собрании акционеров ОАО "Газпром" вносит весомый вклад в создание системы нормальных рабочих отношений между Обществом и его акционерами и обеспечивает равное отношение ко всем акционерам.
Докладчик также подчеркнул большое практическое значение предлагаемого к утверждению проекта Положения о Совете директоров ОАО "Газпром". Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью Общества. На него возложено принятие важнейших решений в целях достижения высокого уровня прибыльности Общества и повышения его рыночной капитализации. Совет директоров обеспечивает контроль за финансово-хозяйственной деятельностью, действиями исполнительных органов и созданием системы управления рисками. В связи с этим важно добиться стабильности и оперативности в работе Совета директоров.
При разработке проекта Положения учитывались новые требования законодательства в отношении компетенции Совета директоров и порядка его деятельности. В проект включены нормы о составе Совета директоров и сроке его полномочий. В качестве гарантии независимости и эффективности деятельности Совета директоров введено правило, согласно которому члены коллегиального исполнительного органа Общества не могут составлять более одной четвертой состава Совета директоров. В этих же целях предусмотрена обязанность члена Совета директоров лично участвовать в его заседаниях , а также порядок и условия учета письменного мнения члена Совета директоров, отсутствующего на заседании.
Положением устанавливаются основные функции Председателя, заместителя Председателя и Секретаря Совета директоров, права, обязанности и ответственность членов Совета директоров. Подробно регулируется порядок созыва и проведения заседаний Совета директоров, образования комитетов и комиссий, раскрытия информации о его деятельности.
Представленный к утверждению проект Положения о Совете директоров ОАО "Газпром" обеспечивает стратегическое управление деятельностью Общества и эффективный контроль за работой исполнительных органов Общества, а также подотчетность Совета директоров Общему собранию акционеров.
К.А.Чуйченко охарактеризовал также предлагаемые к утверждению проекты положений о Правлении ОАО "Газпром" и о Председателе Правления ОАО "Газпром". Эти документы подготовлены с учетом целей и задач данных органов, на которые возложены функции по реализации стратегии и политики Общества.
В представленных проектах на Правление возложены такие задачи, как обеспечение надежного функционирования Единой системы газоснабжения, организация управления активами Общества в целях достижения высокого уровня их доходности, а также обеспечение соблюдения законных прав и интересов акционеров.
Из этого очевидно, что к компетенции коллегиального исполнительного органа Общества должны быть отнесены сложные и комплексные вопросы текущей деятельности Общества, требующие всестороннего анализа и принятия решений на основе коллективного разума.
В соответствии с предлагаемыми проектами вся административно-распорядительная работа, требующая быстрых и результативных решений, должна вестись единоличным исполнительным органом Общества. Такой принцип распределения полномочий адекватен тем задачам, которые стоят перед Обществом в условиях обостряющейся конкуренции на рынке газа и необходимости в связи с этим сохранения управляемости всей системы ОАО "Газпром".
Докладчик подчеркнул, что принятие положений о Правлении ОАО "Газпром" и о Председателе Правления ОАО "Газпром" обеспечит "правовую платформу" для их дальнейшей эффективной деятельности.
Докладчик кратко остановился на разработанном проекте Положения о Ревизионной комиссии ОАО "Газпром". Он отметил, что в Федеральный закон "Об акционерных обществах" внесены незначительные поправки в отношении Ревизионной комиссии.
Однако принятие новой редакции Положения позволит не только внести эти изменения, но и создать единую систему положений об органах Общества, конкретизировать и дополнить права Ревизионной комиссии и ее членов, детализировать порядок деятельности , принятия решений, проведения проверок. Положение создает все необходимые предпосылки для формирования Ревизионной комиссией квалифицированного суждения о состоянии дел в Обществе.
Докладчик также осветил основные положения проекта Кодекса корпоративного управления (поведения). Он отметил, что в отношениях с партнерами ОАО "Газпром" уже достаточно давно придерживается не только императивных требований законодательства, но и неписаных правил деловой этики. Высокая репутация компании сложилась во многом благодаря честности и открытости, уважению к контрагентам, государству и акционерам. Принятие Кодекса является очередным шагом на пути к укреплению позитивного имиджа Общества как в России, так и за рубежом.
Приняв данный Кодекс, Общество, его органы управления и контроля, сотрудники и акционеры берут на себя обязательства по дальнейшему совершенствованию системы защиты прав и интересов акционеров, справедливому отношению к ним, прозрачности принимаемых органами управления решений, профессионально-этической ответственности не только членов Совета директоров и Правления, но и самих акционеров.
При подготовке указанного документа были учтены опыт создания аналогичных документов в ведущих западных странах и рекомендации международных организаций.
Предлагаемый к утверждению проект Кодекса основан на рекомендованном ФКЦБ России 4 апреля текущего года российском Кодексе корпоративного поведения, доработанном с учетом специфики ОАО "Газпром", как самой крупной газовой компании.
Важно отметить, что проект Кодекса содержит ряд программных положений, которые позволяют четко представлять, к чему нужно стремиться. Объявив о высоких стандартах корпоративной этики, ОАО "Газпром" должно постоянно ориентироваться на дальнейшее совершенствование своей деятельности.
В заключение К.А.Чуйченко подчеркнул, что многие признанные принципы корпоративных отношений нашли отражение как в проекте Кодекса корпоративного управления, так и в представленных на утверждение положениях об органах Общества.
В совокупности эти документы выстраивают достаточно прозрачную структуру управления системой ОАО "Газпром", создают реально действующий механизм подконтрольности и подотчетности исполнительных органов Общему собранию акционеров и Совету директоров, а также содержат условия реализации этих положений. Утверждение Общим собранием акционеров представленных проектов документов создаст необходимую правовую базу, которая позволит строить более четкую и понятную для акционеров систему управления Обществом, обеспечивающую неукоснительное соблюдение их прав и законных интересов.
Выступившие в прениях по докладу К.А.Чуйченко приглашенные эксперты и представители акционеров Н.П.Азарова, Е.Р.Жилин, А.Г.Рощин, А.В.Боломатов, Л.В.Денисова, О.Ю.Рыжов детально проанализировали представленные на утверждение проект Устава ОАО "Газпром" и проект внутренних нормативных документов, регулирующих деятельность Общества, и дали им положительную оценку, отметив их соответствие действующему законодательству и принципам корпоративного управления. К.А.Чуйченко ответил на вопросы по представленным на утверждение документам и правовым аспектам деятельности ОАО "Газпром".
Председатель счетной комиссии В.С.Харитонов доложил акционерам порядок голосования по вопросам повестки дня, включая порядок: кумулятивного голосования по вопросу избрания Совета директоров в составе 11 человек; голосования по досрочному прекращению полномочий Ревизионной комиссии, избранной Общим собранием акционеров в 1999 году; избрания Ревизионной комиссии в составе 9 человек.
Годовое Общее собрание акционеров приняло решения:
- утвердить Годовой отчет , годовую бухгалтерскую отчетность, в том числе отчет о прибылях и убытках (счета прибылей и убытков) ОАО "Газпром", а также распределение прибыли, в том числе выплату дивидендов Общества, по результатам 2001 года ("за" - 21 620 901 350 голосов, или 97,50% голосов акционеров, принимавших участие в Собрании);
- выплатить годовые дивиденды по результатам деятельности Общества в 2001 году в размере 0,44 руб. на одну обыкновенную акцию номиналом 5 руб. и установить дату завершения выплаты дивидендов - 31 декабря 2002 г. ("за" - 21 965 934 126 голосов, или 99,06% голосов акционеров, принимавших участие в Собрании);
- установить вознаграждение: Председателю Совета директоров - 500 тыс.руб., членам Совета директоров - по 225 тыс.руб., Председателю Ревизионной комиссии - 100 тыс.руб., членам Ревизионной комиссии - по 71 тыс.руб. ("за" - 21 591 745 720 голосов, или 97,37% голосов акционеров, принимавших участие в Собрании);
- утвердить Устав ОАО "Газпром" в новой редакции ("за" - 21 478 749 951 голос, или 96,86% голосов акционеров, принимавших участие в Собрании);
- утвердить Кодекс корпоративного управления (поведения) ОАО "Газпром" ("за" - 21 832 283 402 голоса, или 98,45% голосов акционеров, принимавших участие в Собрании);
- утвердить Положение об Общем собрании акционеров ОАО "Газпром" ("за" - 21 994 485 991 голос, или 99,19% голосов акционеров, принимавших участие в Собрании);
- утвердить Положение о Совете директоров ОАО "Газпром" ("за" - 21 993 542 705 голосов, или 99,18% голосов акционеров, принимавших участие в Собрании);
- утвердить Положение о Правлении ОАО "Газпром" ("за" - 21 992 797 058 голосов, или 99,18% голосов акционеров, принимавших участие в Собрании);
- утвердить Положение о Председателе Правления ОАО "Газпром" ("за" - 21 994 575 596 голосов, или 99,19% голосов акционеров, принимавших участие в Собрании);
- утвердить Положение о Ревизионной комиссии ОАО "Газпром" в новой редакции ("за" - 21 980 587 437 голосов, или 99,12% голосов акционеров, принимавших участие в Собрании);
- утвердить компанию "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит" аудитором ОАО "Газпром" ("за" - 21 116 402 533 голоса, или 95,23% голосов акционеров, принимавших участие в Собрании);
- досрочно прекратить полномочия Ревизионной комиссии ОАО "Газпром" ("за" - 21 986 703 840 голосов, или 99,15 % голосов акционеров, принимавших участие в Собрании).
Собрание акционеров избрало Ревизионную комиссию ОАО "Газпром" в составе 9 человек из 13 кандидатур.
Собрание акционеров избрало Совет директоров ОАО "Газпром" в составе 11 человек из 22 кандидатур.
Взгляд в будущее
Наличие уникальной Единой системы газоснабжения, высокий уровень научных и технологических достижений, возможность освоения месторождений-гигантов в условиях Крайнего Севера, создание крупнейших в мире газохимических комплексов - это те преимущества, которые позволяют оптимистично оценивать будущее Газпрома.
Газпром намерен непосредственно участвовать в процессе формирования конкурентного рынка газа. В ближайшем будущем вероятно формирование двухуровневой структуры внутреннего рынка с выделением монопольного и конкурентного секторов. Оставаясь в монопольном секторе, Газпром будет способствовать росту конкурентного.
В современных условиях одним из важнейших синтетических показателей деятельности компании является ее рыночная капитализация. При оценке долгосрочных перспектив Газпрома мы исходим из того, что этот показатель у наших зарубежных партнеров, таких как Шелл или Бритиш Петролеум, измеряется десятками или даже сотнями миллиардов долларов. По мере укрепления экономики страны, достижения фондовым рынком более высоких ступеней зрелости повседневная кропотливая работа Общества может поставить в повестку дня и такие ориентиры.
Алексей МИЛЛЕР,
председатель Правления ОАО
"Газпром".