ПЕПЕЛ ОТ ГАВАНСКОЙ СИГАРЫ

Россия и Куба разменяли второе столетие в своих дипотношениях.

Сто лет назад карибское государство, перестав быть колонией испанской короны, провозгласило себя республикой, и тогда же, в июле 1902 года, российский император Николай Второй ответил согласием на предложение только что ставшего президентом Томаса Эстрады Пальмы установить дипотношения. В послании царь выразил "готовность всеми силами способствовать укреплению дружбы и доброго согласия между своими подданными и правительством и народом Кубы".
По-настоящему прочные и широкие связи сложились между нашими странами лишь с мая 1960-го, когда революционная власть Фиделя Кастро на несколько десятилетий идеологически и экономически связала судьбу острова с Советским Союзом, ставшим важнейшим стратегическим партнером Кубы, ее щедрым спонсором... Но с начала 1990-х годов, после развала СССР, курс новой России резко изменился. Тяжелейший период ломки прежних устоев не прошел даром ни для россиян, ни для кубинцев. Главное - за это время сторонами было утрачено доверие друг к другу. Все попытки восстановить его пока не удались.
Сколько раз Москва декларировала добрую волю, стремление к оживлению экономических связей! Российский бизнес так и не пошел на Кубу, где еще лет 15 назад советские специалисты работали на 600 объектах во всех сферах экономики. Желанное обновление наших экономических отношений не началось и после "мощного импульса", который придал им официальный визит в Гавану президента Путина в декабре 2000 года. Хотя лидеры России и Кубы и согласились, что наши связи должны строиться на принципах международного права, взаимной выгоды и правилах международной конкуренции. Однако деловые круги России пока не вступают "в конкурентную борьбу за перспективный кубинский рынок": слишком велика, как им представляется, степень финансового риска.
Вместе с тем Москва последовательно выступает за полную нормализацию обстановки вокруг Кубы и прежде всего "за безотлагательную и без всяких условий отмену экономического эмбарго".