ОБОРВАННАЯ НИТКА

На этой неделе летчики морской авиации России отметили свой профессиональный праздник. Но настроение многих из них торжественному событию не соответствовало. Украина на днях преподнесла им такой "подарочек", который поставил под угрозу многие планы подготовки российского ВМФ. Из-за странной позиции Киева под вопросом оказались сроки возвращения в строй в качестве полноценной боевой единицы нашего единственного авианосца "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов", на котором в Мурманске завершается трехлетний ремонт.

В последнее воскресенье июля, когда страна будет отмечать День Военно-морского флота России, обновленный крейсер возглавит парадный строй кораблей на рейде главной базы североморцев в Кольском заливе. Только это вовсе не будет означать, что авианосец готов к выполнению своих главных задач. Ни один летчик отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного флота, составляющего основную ударную силу "Кузнецова", сегодня не готов подняться с его палубы в воздух. Еще менее ясно, где и как отныне учить наших пилотов палубной авиации взлету и посадке на палубу авианосца.
До недавнего времени все было совершенно определенно: прежде чем летать с палубы, даже и опытнейшему асу следует на берегу досконально освоить все рискованные элементы. Командование флотом, естественно, учитывало это с того момента, как вообще было принято решение строить в нашей стране авианосцы. "Адмирал Кузнецов", называвшийся "импортным" сегодня именем "Рига", еще стоял на николаевских стапелях, когда в крымском гарнизоне Саки-4 военные строители Черноморского флота приступили к сооружению сложнейшего объекта НИТКА - Научно-исследовательского тренировочного комплекса авиационного. Не жалея ни сил, ни денег, его создавали целых 5 лет. Не удивляйтесь: по сути, НИТКА - вкопанный в землю авианосец. Со взлетно-посадочной палубой, способной даже качаться, имитируя океанскую качку. С трамплином для укороченного взлета, с аэрофинишерами, цепляющими заходящую на посадку многотонную реактивную махину и не дающими ей свалиться за пределы короткой, всего около 100 метров взлетно-посадочной полосы. С курсовым и глиссадными радиомаяками, с оптической системой "Луна", обеспечивающей точный заход самолета на палубу...
Словом, много чего есть в Саках. Одна беда: как и весь Крым, принадлежит теперь НИТКА Украине. Причем ей-то, не имеющей собственных авианосцев, комплекс нужен для единственного: получать арендные деньги с России, просто вынужденной тренировать своих корабельных летчиков в заграничных теперь Саках. За это удовольствие нашему Министерству обороны приходится ежегодно отстегивать Киеву по 20 миллионов рублей.
Так было до нынешней недели, пока начальник Главного штаба ВМФ РФ адмирал Виктор Кравченко не объявил, что наши летчики вынуждены отказаться от использования тренажера НИТКА. Причина - неурегулированность финансовых долгов перед Киевом за это удовольствие. Причем речь идет о сумме просто смехотворной в межгосударственных отношениях - всего около 300 тысяч долларов. Никто не сомневался в способности российской стороны мгновенно рассчитаться. Тем более что несколько недель назад министр обороны России Сергей Иванов во время официального визита в Киев среди прочего еще раз договорился со своим украинским коллегой Марчуком об использовании НИТКА североморцами.
Казалось, дело в согласовании чисто технических вопросов. Но авианосец, как уже сказано, вот-вот должен выйти из ремонта, и летчики палубного авиаполка на 7 корабельных истребителях Су-33, одном Су-27 и 4 учебных Су-25 УТГ почти месяц назад вылетели из Североморска курсом на Крым восстанавливать подзабытые навыки. Часть долетела до аэродрома флотского учебного центра в Острове, часть - до Воронежа. Три недели ждали разрешения пересечь украинскую границу. Не дождались и вернулись обратно. В крайнем раздражении адмирал Кравченко прокомментировал это так: "Мы предложили украинской стороне схему взаимного зачета долгов. Командование ВМС Украины с нашими предложениями согласилось, однако руководство минобороны республики уже несколько месяцев не говорит ни "нет", ни "да". Больше ждать мы не могли, поэтому принято решение перенести подготовку летчиков на территорию России".
Легко сказать... Кроме как на палубе самого "Кузнецова" отрабатывать взлеты и посадки, как уже сказано, теперь негде. В полку после трехлетнего простоя нет ни одного пилота, готового к работе с авианосца. С ходу сажать тяжелый истребитель, заходящий со скоростью около 250 километров в час на в сущности крохотный пятачок в океане 100 метров длиной, - риск огромный. Но другого выхода отныне у североморцев нет. "Адмиралу Кузнецову" и его авиакрылу поставлена задача к началу следующего года быть готовыми к дальнему океанскому походу. Приказы не обсуждают, и ссылки на объективные трудности не принимаются. Храни вас Бог, летчики-палубники!
Однако если мы действительно озабочены их жизнями и боеготовностью нашего единственного авианосца, надо строить наземный тренажер на территории России. Пусть попроще и подешевле, чем в Саках. В полку считают, что обошлись бы и одной наземной тормозной машиной, имитирующей аэрофинишер "Адмирала Кузнецова". Неужто и ее не осилим? Не верится. Особенно в праздник.