ТЯЖЕЛАЯ ВОДА ОТ ЯНКИ

В деле оказались замешаны американские оборонные компании нескольких штатов, против которых уже введены санкции. Как заявил представитель госдепартамента, продававшиеся технологии при определенных условиях "могли быть использованы для создания оружия массового уничтожения".

До сих пор американцы применяли санкции только против иностранных предприятий ВПК и научно-исследовательских институтов. Так было, даже если следы подозрительных сделок тянулись за океан. О том, как это делалось, нам рассказал Борис ГАБАРАЕВ, генеральный директор НИКИЭТа имени Н.А.Доллежаля.
- Борис Арсеньевич, пять лет назад американцы ввели санкции против вашего института - как сообщалось в западной прессе, за нелегальную передачу Ирану технологии производства тяжелой воды, которая может быть использована при изготовлении атомной бомбы...
- В том-то и дело, что не было никакой передачи технологии. Иранцы к нам обратились с просьбой высказать мнение по поводу уже имевшегося у них проекта установки для производства тяжелой воды. Причем это был концептуальный проект- так сказать, вчерне оформленная идея. От нее до тяжелой воды путь далекий - нужен еще эскизный проект, потом технический, эксперименты, рабочий проект и, наконец, строительство, монтаж.
Замечу, что иранцы нас просили только высказать мнение - не более, никаких подсказок технических решений. Разрешение нашего министерства мы получили, провели экспертизу. И сделали открытие, которое нас озадачило.
- Чем, если не секрет?
- Выяснилось, что это проект установки американского завода по производству тяжелого водорода "Саванна Ривер", построенного за океаном в 50-е годы. Судя по всему, проект оказался в Иране в период дружбы с США. Может, американцы рассчитывали, что партнеры посмотрят, оценят, потом сделают заказ? Но потом, как известно, они разругались и разбежались...
- А НИКИЭТу не предложили сделать проект поновее и получше?
- Такие вещи на уровне института не решаются. Требуется решение нашего правительства, а инициатива должна исходить от заказчика. Но иранцы с подобной просьбой не обращались. Поэтому продолжения та история не имела, мы ничего не проектировали, они ничего не построили. Хотя если почитать западные газеты того времени, то можно прийти к выводу: НИКИЭТ изготовил громадный завод по производству тяжелой воды и тайно перетащил его через границу в Иран.
- Почему же разгорелся скандал вокруг того проекта?
- Могу только высказать свое мнение. Причина, конечно же, не в установке, которая давно морально устарела. Просто Россия перехватила стратегическую инициативу - строим в Иране ряд крупных и выгодных объектов, в том числе АЭС в Бушере. Представьте: вот США с Ираном помирятся, придут туда, но рынок уже занят, заказы разобраны. А учитывая, что наша цена значительно ниже американской, конкурировать они не могут. Значит, надо искать иные пути отстаивания интересов.
- В итоге госдепартамент обвинил институт в нарушении договора о нераспространении ядерного оружия?
- Именно так. Хотя министерство энергетики США было против этого. Там сидят специалисты. Они понимали, что принятые по чисто политическим мотивам санкции прервут наши совместные проекты, а это нанесет ущерб безопасности ядерной энергетики. Так и вышло.
- Что вы имеете в виду?
- Например, была программа по установке на наших реакторах РБМК американской системы представления параметров безопасности. Очень хорошая система, но дорогая - от двух до трех миллионов долларов на реактор. Мы с американцами успели ее установить на одном из блоков Курской АЭС, начали на Ленинградской - и все, заморозили из-за санкций.
Очень перспективное направление - программа снижения степени обогащения топлива в исследовательских и экспериментальных реакторах. Мало кто знает, что там в отличие от АЭС для экспериментов используется высокообогащенное ядерное топливо. От него до оружейного урана всего один шаг. Я уже не говорю о так называемой "грязной бомбе". А исследовательских реакторов СССР и США много понастроили в разных странах. Сейчас опомнились, родилась идея переводить реакторы на низкообогащенное топливо. Но для этого нужны исследования, проектные разработки, испытания и так далее. Но мы после введения санкций от такой работы в бывших соцстранах оторваны. А без Главного конструктора никто с этой проблемой не справится. США прекратили и финансирование проекта совершенствования физической защиты ядерных материалов на уральской площадке НИКИЭТ.
В общем, у американцев все вышло по пословице нашего бывшего премьера: "Хотели как лучше, а получилось как всегда". Обвиняя партнеров в нарушении запретов на распространение оружия массового поражения, они на самом деле санкциями нанесли ущерб этой самой безопасности.
- Сегодня американцы проявили принципиальность, проверяют свои предприятия ВПК. Может, и санкции теперь будут применяться только по делу?
- Хотелось бы в это верить.