"ТРАВКА" ПО ПОЯС

Окончательные итоги этой оперативно-профилактической операции, которая началась по стране с конца весны, будут подведены в октябре. Но в Федеральной службе по наркоконтролю уже сейчас прогнозируют, что нынешний "улов" оперативников будет гораздо больше прошлогоднего.

Напомним: в 2004 году из незаконного оборота было изъято около 12 тонн марихуаны, 2,2 тонны маковой соломки, более 100 килограммов гашиша. Следователи возбудили более шести тысяч уголовных дел, две трети из которых относятся к категории тяжких. И это только по преступлениям, связанным с наркотиками растительного происхождения. Героин, синтетические препараты у оперативников проходят по другой статье.
Еще несколько лет назад для целенаправленной борьбы с посевами мака у правоохранительных органов не было ни сил, ни денег. Да и отношение к "травке" было довольно снисходительное. Что ж, покуривает марихуану молодежь на дискотеках, так ведь "косячок" - это не шприц с героиновой дозой и не горсть "химических" таблеток. Хотя еще в 1998 году правительство своим постановлением утвердило перечень запрещенных наркотических средств, которые получают из мака. Самое распространенное - маковая соломка, на жаргоне знатоков - "кокнар". Опиюха, султыга, черняшка - это уже посерьезней: сок опийного или масличного мака содержит до 20 процентов морфина. Да и конопля - совсем не безобидное растение. Из нее делают не только пеньку, но и наркотики. Причем высеивают ее с завидной изобретательностью. Бывает - обширными плантациями, а все чаще - то в междурядьях картофельных полей, то на небольших солнечных полянках в пригородных лесах, то на заброшенных пустырях и даже на территориях режимных объектов.
Сколько конопли и мака растет в этом году на российских просторах, корреспонденту "Труда" затруднились ответить даже в Федеральной службе по наркоконтролю, координирующей действия всех силовых структур, ведущей борьбу с наркоторговлей. Но их ежедневные сводки очень напоминают донесения с поля боя. В Кузбассе, по сообщению нашего собственного корреспондента Евгении Иванковой, обнаружено пять гектаров посевов под Анжеро-Судженском, 87 гектаров неподалеку от города Гурьевска. И даже в самом Кемерове в огороде частного дома оперативники обнаружили плантацию в 1250 кустов мака. За два неполных месяца в области нашли более 330 гектаров конопли, две трети из которых уже уничтожено. В Приморье только в июне пошло под нож 74 тонны конопли. В Иркутской области начато наступление на плантацию дикорастущей "травки" площадью более 200 гектаров. В республике Марий Эл в правоохранительных органах заведено более 40 уголовных дел.
Об успехах в борьбе с коноплей и маком пока говорить преждевременно, но обнадеживает то, что в большинстве регионов власти начинают понимать: десяток наркополицейских с косами в руках проблему решить не в состоянии. Чтобы противостоять наркомафии, нужны скоординированные программы. А под них - деньги. В Иркутской области, например, руководство в течение трех лет запланировало выделять на эти цели по 600 тысяч рублей. Это немного, но хоть что-то. У некоторых регионов в полной мере профинансировать мероприятия по уничтожению посевов мака и конопли возможности нет. В Республике Тыва, например, на эти цели требуется более 13 миллионов рублей, что для местного бюджета непосильно. Надежда одна - на федеральный центр.