ЦАРЬ-РЫБА ПЛЫВЕТ

Осетр в сибирских реках встречается все реже. Чтобы восстановить природный баланс, надо ежегодно выращивать и выпускать в реки не менее 10 миллионов мальков. Эту задачу взялся решить Абалакский экспериментальный рыборазводный завод - единственное за Уралом предприятие по воспроизводству осетровых и сиговых рыб. Идея модернизации устаревшего оборудования и расширения заводских площадей вынашивалась давно, но вот теперь наконец планы начинают обретать реальные очертания. Завод включен в областную целевую программу, в рамках которой ему выделяется сто миллионов рублей.

Программа позволит создать замкнутый технологический цикл - от икры до выращивания малька. Потребуется увеличить заводские площади, построить цеха для маточного стада, провести реконструкцию инженерных сооружений, насосной станции.
- При современной технологии не нужны огромные пруды. Осетр растет в лотках прямо в заводских цехах, что гораздо дешевле, - говорит Александр Киреев, директор рыборазводного предприятия. - Я уверен, что у нас появится шанс вывести осетра из Красной книги.
Главный рыбовод Игорь Стадольский рассуждает так:
- Технология должна соответствовать западным стандартам. Если реконструкцию проведем на современном уровне, то завод начнет производить молоди в десятки раз больше.
Разведение рыб ценной породы финансируется государством только на две трети от потребности. Остальное коллектив зарабатывает сам, выращивая малька промысловых пород рыб. Этот так называемый "посадочный материал" продают соседям - в Восточную Сибирь, на Урал, а также в Китай и Казахстан. Икру карпа, линя, судака, пеляди, чира рыбоводы собирают в реках и маточных озерах: Царево, Щучье, Кривое, Челбаш. А в садках уже не первый год выращивают форель. В природном водоеме прекрасно себя чувствуют маточные стада нельмы, муксуна, судака, тугуна. Оказалось, что даже знаменитая сосьвинская сельдь хорошо приживается в заводских условиях.
Огромный ущерб, который не поддается оценке, нанесен рыбным запасам во время освоения Севера. Тяжелые сухогрузы тянулись вверх и вниз по течению почти круглосуточно. Суда винтами создавали волну, поток бурлящей пены и воды перемешивал с илом и песком икру и личинку, которые на 90 процентов погибали. Необходимо было устанавливать ограничения для прохода судов на две недели или хотя бы снижать скорость водного транспорта в период нереста ценных пород рыб. Но этот вопрос даже не поднимался. Главными были добыча нефти и газа любой ценой. Возможно, потребуется не один десяток лет, чтобы восстановить то, что так бездумно утрачено.
Одна из важных перспектив - Волковское экспериментальное отделение. Там в глубокой старице в садках прекрасно растет форель. На базе Волковского озера апробируют свои идеи научные сотрудники Тюменского госрыбцентра. В этом природном водоеме планируют содержать маточное поголовье муксуна, форели, нельмы, тугуна. С созданием Абалакского природно-исторического заказника завод станет частью туристического маршрута. А одно из самых живописных озер - Волковское - станет привлекательным местом спортивно-любительского рыболовства. В Тюмени надеются, что все так и будет.