Из Лондона с любовью

Благодаря поддержке «Роснефти» и BP создан уникальный оркестр в память о двух великих композиторах России и Великобритании

В среду в столице Англии Лондоне состоялась презентация уникального российско-британского Фестивального оркестра Бриттена — Шостаковича, создание которого было вдохновлено дружбой двух великих композиторов XX века — Дмитрия Шостаковича и Бенджамина Бриттена. В рамках проекта самые талантливые молодые музыканты Великобритании и России объединятся и проедут с масштабным туром по городам двух стран.

Ожидается, что новый творческий коллектив уже ближайшей осенью даст первую серию концертов.

Поддержку инициативе в рамках года музыки России и Великобритании оказывают две крупнейшие нефтяные компании — российская «Роснефть» и британская ВР.

Дружба объединила два мира

Историческое знакомство таких знаковых фигур, как Бриттен и Шостакович, привело к многообразному творческому трансграничному сотрудничеству, которое позволило странам узнать и прославить не только музыку этих великих музыкантов, но и культуры друг друга. А дружба композиторов со знаменитым виолончелистом Мстиславом Ростроповичем помогла им совместно преодолеть существовавшие между странами идеологические границы эпохи холодной войны.

В одном из интервью Бенджамин Бриттен отметил: «Русские и британцы имеют долгую историю дружбы и симпатии. Не стоит судить об англичанах только по тому, что публикуют в наших газетах. Мы испытываем большое уважение к советскому искусству; советские артисты и выступления стали неотъемлемой частью нашей музыкальной жизни. Мы хотели бы познакомить вас с нашим искусством».

Бенджамин Бриттен и Дмитрий Шостакович впервые встретились на концерте Ленинградской филармонии в Королевском фестивальном зале в 1960 году, во время тура, в котором Мстислав Ростропович впервые в Великобритании представил Первый виолончельный концерт Шостаковича.

Они уже давно заочно восхищались музыкой друг друга. «Питер Граймс» Бриттена был вдохновлен оперой «Леди Макбет Мценского уезда», которую он впервые услышал в 1935 году. Английский композитор позже, в 1963 году, написал Шостаковичу: «В течение многих лет ваша работа и жизнь были для меня примером — мужества, честности и человеческой симпатии».

И хотя дипломатическая напряженность между их странами означала, что встречам двух композиторов будет сложно состояться, дружба Бриттена и Шостаковича на расстоянии продолжилась благодаря постоянному обмену партитурами и записями через посредников. Чаще всего в этом качестве выступали сам Ростропович и его жена Галина Вишневская, образовавшие дружный квартет друзей, способный преодолеть границы идеологически чуждых стран. В 1961 году в Ковент-Гарден была поставлена «Катерина Измайлова», новая версия «Леди Макбет» Шостаковича, и Бриттен не скупился на похвалы своему коллеге:

«Мой дорогой Дмитрий Шостакович! Наш хороший друг Слава здесь с нами уже два дня, и он доставит вам мою записку, в которой я хочу вас сердечно поблагодарить за замечательное письмо. Мне очень жаль, что я и тысяча англичан не смогли поприветствовать вас во время исполнения оперы «Катерина». Вы знаете, как сильно я люблю эту оперу и радуюсь, что она была очень хорошо оценена здесь».

В ту пору заграничные гастроли русских творческих коллективов случались не часто, поэтому Бриттен сам искал любую возможность посетить Россию и узнать больше о ее культуре. При поддержке Мстислава Ростроповича Бриттен в 1963 году был приглашен в Россию для участия в Британском музыкальном фестивале. А годом позже он вернулся в нашу страну с гастролями Английской оперной группы, с которой он выступил в качестве дирижера трех своих опер. Как подсчитали искусствоведы, в период с 1963 по 1966 год Бриттен и Шостакович встретились в Советском Союзе шесть раз.

Культурный обмен Бриттена с Шостаковичем, Ростроповичем и Вишневской, несомненно, повлиял на его творчество. Начиная с «Военного реквиема», первоначально задуманного для исполнения Вишневской, русскоязычного цикла песен «Эхо поэта» и до возвращения к инструментальным композициям, особенно к его концертам для виолончели, написанным для Ростроповича.

Шостаковичу была посвящена опера Бриттена «Блудный сын». В свою очередь наш композитор посвятил Симфонию № 14 Бриттену, который дирижировал первой постановкой за пределами России на фестивале в Олдборо в 1970 году. Газета The Times писала: «Все присутствующие в концертном холле Maltings могли видеть и слышать, что Бриттен ведет концерт, который глубоко его растрогал и который является плодом тяжелого труда, но и плодом любви».

Единственный раз Шостакович смог посетить родной город Бриттена Олдборо в 1972 году, когда русский композитор поработал над черновиком партитуры оперы Бриттена «Смерть в Венеции». Шостакович говорил в интервью The Times: «Мне нравится (Бриттен) как человек и как музыкант... Я особенно восхищаюсь его талантом и его чувствительностью. К сожалению, мы встречаемся слишком редко». Узнав о смерти Шостаковича в 1975 году, Бриттен был потрясен до глубины души и написал: «Он величайший композитор, которого я когда-либо имел честь знать».

Оркестр молодых музыкантов

Фестивальный оркестр Бриттена — Шостаковича основан Яном Латамом-Кенигом. Это британский художественный руководитель «Новой оперы им. Е.В. Колобова» — одного из самых значимых оперных театров Москвы. Латам-Кениг стал первым и пока единственным британским дирижером, под руководством которого находится известный в столице центр музыкальной культуры.

«Увлеченность русских композиторов английской литературой и, в частности, Шекспиром, не угасала даже за железным занавесом. Вдохновившись ею, Прокофьев сочинил один из своих самых известных балетов — «Ромео и Джульетта», а Шостакович создал непревзойденное музыкальное сопровождение для легендарного фильма «Гамлет» режиссера Григория Козинцева. Я в восторге от того, что мы сегодня запускаем этот первый британско-российский оркестр. Языковой барьер, с которым столкнулись Бриттен и Шостакович, был самым малым из препятствий. Достижение высочайших художественных стандартов с помощью этих талантливых музыкантов будет способствовать углублению культурных связей между нашими двумя великими странами», — заявил Ян Латам-Кениг.

«У молодых исполнителей России и Великобритании разные подходы к музыке, и мы надеемся, что они найдут чему поучиться друг у друга. Мы хотим объединить лучшие качества, которые отличают музыкальное образование двух наших стран, чтобы создать безупречный с артистической точки зрения оркестр», — отметил британский дирижер.

 

Оркестр будет состоять из 86 молодых музыкантов в возрасте от 18 до 28 лет, которые лично отобраны Латамом-Кенигом из ведущих консерваторий Великобритании и России: Королевского колледжа музыки (Лондон), Гилдхоллской школы музыки и театра (Лондон), Королевской академии музыки (Лондон), Королевского Уэльского колледжа музыки и театра (Кардифф), Королевской консерватории Бирмингема, Королевского Северного музыкального колледжа (Манчестер), факультета музыки Университета Оксфорда, Королевской консерватории Шотландии (Глазго), Московской, Санкт-Петербургской и Ростовской государственных консерваторий, Музыкальной академии им. Гнесиных (Москва), Государственного музыкально-педагогического института им. Ипполитова-Иванова (Москва).

«Я взял на себя ответственность создать первый в своем роде оркестр, который объединил первоклассных российских и британских музыкантов. У нас ушло полтора года на формирование творческого коллектива. Мы уверены, что этот проект будет иметь гигантский успех и способствовать укреплению культурных связей между Россией и Великобританией. Ведь музыка — это международный язык, язык, который объединяет», — рассказал дирижер Ян Латам-Кениг.

Впервые Фестивальный оркестр соберется в сентябре 2019 года — с недельной резидентурой в парке науки и искусства «Сириус» в Сочи, где музыканты будут репетировать и обучаться у профессиональных преподавателей из крупнейших оркестров и оперных театров.

Официальные выступления начнутся с двух концертов в Сочи 9-10 сентября — в парке науки и искусства «Сириус». Затем 12 и 14 сентября музыканты сыграют в Московской государственной консерватории им. Чайковского, а завершится российская часть тура концертом 15 сентября — в Санкт-Петербургской академической филармонии им. Дмитрия Шостаковича. Тур по городам Великобритании пройдет в период с 17 по 25 сентября — оркестр последовательно выступит в Бирмингеме, Ноттингеме, Лидсе, Манчестере, Эдинбурге, Бейзингстоке и Лондоне.

Оркестр представит в туре музыкальную программу, которая включает в себя Сюиту для эстрадного оркестра и эстрадную поэму «Казнь Степана Разина» Шостаковича, а также «Четыре морские интерлюдии» из оперы «Питер Граймс» Бриттена. Кроме того, в ходе тура будут исполнены «Взлетающий жаворонок» и «Фантазия на тему Таллиса» Ральфа Воана-Уильямса, сюита «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева и «Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахманинова. Исполнителями программы станут в том числе пианист Павел Колесников и скрипачка Дженнифер Пайк, а также актеры Эдвард и Фредди Фокс.

Почетными президентами оркестра выступают Его Королевское Высочество принц Майкл Кентский, руководитель «Фонда Дмитрия Шостаковича» вдова композитора Ирина Шостакович и выдающийся российский дирижер Юрий Темирканов.

«Мы планируем каждый год собираться для совместных выступлений, обьединяя молодые таланты России и Великобритании. Это один из немногих подобных проектов в мире и первый — для России и Великобритании. Мы бы не смогли сделать это без поддержки властей двух стран. Гигантскую помощь оркестру оказали наши спонсоры — компании «Роснефть» и BP, чьи связи являются примером крепких деловых отношений между российским и британским бизнесом. И то, как они поддержали нас, чтобы претворить этот проект в жизнь, — выдающееся достижение с их стороны. Оркестр ломает барьеры между двумя странами», — отметил председатель оркестра и бывший министр энергетики Великобритании Чарльз Хендри.

Вклад в развитие культуры

«Роснефть» и BP, являющиеся одними из крупнейших нефтяных компаний мира, неслучайно оказались главными спонсорами создания Фестивального оркестра Бриттена — Шостаковича. Обе компании достаточно давно и тесно сотрудничают друг с другом — компании связывают как различные совместные проекты, так и то, что британская компания является одним из основных акционеров «Роснефти». Нефтяные гиганты традиционно придерживаются политики высокой социальной ответственности.

Так, российская и британская компании оказывают поддержку Мариинскому театру. Кроме того, «Роснефть» поддерживает Дом музыки в Санкт-Петербурге, финансирует академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии им. Дмитрия Шостаковича, который является одним из культурных символов России в мире, организовывает гастроли Государственного академического театра балета Бориса Эйфмана в российских городах.

Театр балета в феврале представил на территории Катарского фонда образования, науки и социального развития (Qatar Foundation) в Дохе спектакль «Анна Каренина» на музыку П.И. Чайковского. Зрители получили уникальную возможность оценить авторскую балетную постановку и хореографию высочайшего уровня, насладиться музыкой П.И. Чайковского, а также полюбоваться уникальными костюмами и сценографией. Спектакль имел большой успех у публики, зал стоя встречал артистов овациями.

«Роснефть» также поддерживает ежегодные выступления Хора Сретенского монастыря в регионах своего присутствия. В октябре Хор также выступил в Дохе.