Китай успешно истребил опасных тигровых комаров с помощью радиации

Тигровый комар - переносчик многих опасных для человека заболеваний. Фото из открытых источников
12:20 19 Июля 2019г.
Опубликовано 12:20 19 Июля 2019г.

Биотехнологии позволили избавить огромный мегаполис от угрозы распространения лихорадки денге

Китайские специалисты успешно истребили азиатских тигровых комаров на двух островах, расположенных в пределах мегаполиса Гуанчжоу. Сократить популяцию вредных насекомых на 94% удалось благодаря многоэтапной научно исследовательской программе, сообщает журнал Nature.

Азиатские тигровые комары (Aedes albopictus) переносят большое число опасных для человека вирусов, в том числе желтой лихорадки, лихорадок денге и чикунгунья. Возможно, они также являются переносчиком вируса зика.

От других видов комаров их отличает то, что их личинки могут развиваться в контейнерах, которые сложно обработать инсектицидами.

Однако у этого вида нашлось и слабое место. Дело в том, что азиатские тигровые комары состоят в симбиотических отношениях с бактериями вольбахии. Эти микроорганизмы защищают своих носителей от некоторых комариных заболеваний, но ограничивают их способность размножаться. Инфицированные комары могут дать потомство, только если спарятся самец и самка, инфицированные одним и тем же штаммом бактерии. Если же штаммы разные, микроорганизмы резко снижают шансы на появление жизнеспособного потомства.

Китайские исследователи из университета Сунь Ятсена и их американские коллеги провели исследования и выяснили, что комары, обитающие в районе Гуанчжоу, являются носителями двух штаммов вольбахии. Поэтому ученые вырастили популяцию комаров, зараженную третьей разновидностью вольбахии (wPip). Спаривание этих самцов с самками, переносящими микробы двух естественно-распространенных штаммов, должно было привести к массовому бесплодию в комариной популяции.

Однако идею не удалось бы реализовать, если бы вместе с самцами на волю были выпущены еще и самки носители вольбахии wPip. В этом случае просто произошла бы смена господствующих микроорганизмов-симбиотов, а популяция комаров продолжила бы существование. Чтобы решить эту проблему, ученые подвергли искусственно выращенные куколки комаров облучению небольшой дозой радиации. Облучение стерилизовало самок и лишь незначительно снизило фертильность самцов.

В 2016 и 2017 годах в пик размножения комаров исследователи выпускали по пять миллионов искусственно выращенных самцов в неделю. Массовое вторжение «чужаков» привело к тому, что жившие в естественных условиях самки стали реже спариваться с дикими самцами, а те частично переключились на искусственно выращенных и стерилизованных радиацией самок. В результате число жизнеспособного потомства насекомых катастрофически снизилось, и их популяция практически вымерла.

В Госдуме предложили восстановить прежний пенсионный возраст для жителей Дальнего Востока. Ваше мнение по этому поводу.