СОЕДИНЕНИЕ НЕБЕС И ЗЕМЛИ

Нам нынче непросто разглядеть перспективу духовного возрождения. Но давайте глянем на себя из недавнего прошлого: разве можно было представить, что всего за двенадцать лет, начиная с празднования тысячелетия Крещения Руси, будет отреставрировано, возведено заново такое количество храмов, соборов, часовен, монастырей, откроется так много духовных школ, будет издано такое разнообразие душеполезного чтения? А двенадцать лет для истории - один миг. И, конечно, символом возрождения Отечества стал храм Христа Спасителя в Москве.

Величественный и одновременно воздушный, мощный, но не подавляющий, прекрасный и простой, удивительно точно вписанный в столицу, главный храм Русской православной церкви еще до начала воссоздания и до сих пор вызывает споры о самом факте его возрождения. Что только не говорится: храм, дескать, дорог, лучше бы деньги потратить на искоренение бедности; храм занял место Алексеевского монастыря; храм построен не из того материала, который был, росписи храма другие...
Конечно, это другой храм. Но удивительно, что одновременно это тот же самый храм. Дело даже не в соблюдении точных исторических параметров, дело в самом значении храма для России. Он как будто всегда был на этом самом месте, всегда входил именно в это небесное пространство Москвы. И пусть рядом с ним появляются другие здания, храму Христа Спасителя ничто не мешает: ни время, ни пространство - он вписан в вечность.
Сегодня важно сказать, что первый общественный Совет по возрождению храма Христа Спасителя был создан осенью 1989 года. Отлично помню тот вечер в кинотеатре "Россия" на Пушкинской площади. Помню выступления Георгия Свиридова, Владимира Солоухина, Игоря Шафаревича... Никто не сомневался в том, что храм-памятник защитникам Отечества - будет восстановлен. Никто - ни в президиуме, ни в зале. Но все ошиблись в предполагаемых сроках восстановления. Самые оптимистические говорили... о середине XXI столетия (!)
Прямо на вечере начался сбор средств на строительство. Вначале местом, куда стекались пожертвования, стала редакция тогдашней "Литературной России". Она печатала длинные списки благотворителей. Публиковавшиеся в газете авторы, как правило, отказывались от гонорара, просили перевести деньги на храм. Был обнародован счет, на который со всей страны люди отсылали свои трудовые рубли. Организовала сбор средств и Московская Патриархия. Отлично помню эти большие прозрачные ящики из плексигласа, в которых соседствовали скромная отечественная "десятка" с долларом или даже чьим-то золотым кольцом...
Однако здравый смысл подсказывал - еще немало потребуется лет, а может, и десятилетий, чтобы осуществить именно всенародное финансирование проекта. Надежда на воссоздание храма обрела реальность только в тот день, когда чаяния православного народа были услышаны руководством Москвы, которое заявило, что готово начать строительство, вкладывая в него и свои средства, опираясь на свой замечательный опыт осуществления самых сложных проектов. Можно, конечно, по-разному относиться к мэру Юрию Лужкову, к Владимиру Ресину и другим руководителям, можно кого-то подозревать в самых немыслимых грехах, но факт остается фактом: лишь благодаря усилиям, вниманию, заботе столичного правительства стало возможно в течение пяти с небольшим лет возведение самого большого в мире православного храма. И это деяние непременно зачтется каждому человеку, причастному к нему. Православные москвичи, православная Россия поддерживают высокую оценку, которую президент страны Владимир Путин дал не так давно московскому руководству в деле воссоздания храма Христа Спасителя.
Почему обо всем этом необходимо напомнить? Потому что, считаю, надо бы развеять миф о несметных благодеяниях новых финансовых воротил, взносах фондов, объединений, различных организаций. Да, они были, и они милосердно отмечены на мемориальных досках при входе в Преображенскую церковь. Но главное надо сказать: храм Христа Спасителя возрожден воистину народной волей. И никаких бы досок не хватило, чтобы поместить на них все фамилии пожертвователей. От Прибалтики до Курил, от Мурманска до Кушки. Народ невиновен в девальвации рубля, в обвале 17 августа. К моменту начала строительства было собрано не менее трети нужных средств, и они продолжали поступать. Когда уже поднимались стены храма, рядом с ним, во временных зданиях, был открыт музей, там также были все время наполнявшиеся ящики для добровольных взносов.
Надо заметить и то, что если бы государство полностью взяло на себя возрождение разрушенной святыни, это было бы только справедливо. Ведь именно государство уничтожило созданный народом, на кружечный сбор со всей России, православный храм.
Но, спросим, почему же разрушение его, которое продолжалось на виду у всех и шло очень долго, не вызывало в народе сопротивления? Известно, что, когда по Москве пронесся слух о готовящемся взрыве собора Василия Блаженного, многие москвичи вошли внутрь и объявили, что не выйдут и готовы погибнуть вместе с собором. Ответ, на мой взгляд, достаточно очевиден: Покровский собор Василия Блаженного был православным, а храм Христа Спасителя к моменту взрыва был во власти обновленцев. В соборе Василия Блаженного служил протоиерей Иоанн Восторгов, а в храме Христа Спасителя - обновленец митрополит Александр Введенский...
Подумаем, почему так бесславно и с позором окончил свою карьеру Лже-Димитрий? Ведь его принимали под всеобщее ликование - поверили, что царевич Димитрий не убит в Угличе, а жив. Даже царица признала. Но люди видели - какой же это русский царь, если в воскресенье в церковь не идет, в бане не моется? Кремль заполнен чужестранцами, царица в посты устраивала театры. Нет, нам такого царя не надо, не царь это... Вот и с обновленцами то же. Женатые епископы, укороченные службы, современный язык, отказ от постов... Какое же это Православие? Более того, в Москве узнали, что небезызвестная дипломатка Александра Коллонтай запросто входит в алтарь храма с папиросой в зубах. Одного этого было достаточно, чтобы истолковать взрыв храма как Божию кару за осквернение святыни.
О Коллонтай и Введенском легко свериться в соответствующей литературе. Приведу свидетельство очевидца - Елизаветы Владимировны Селивановой, дворянки, дожившей до наших дней. Арестованная прямо на улице в августе 1918 года, она была выпущена из ЧК в конце ноября, в лютый холод. Выпустили, как взяли, в одном платье, в летних туфельках. "Я вся дрожала от холода. Не знаю почему, кинулась к храму Христа Спасителя, пришла к иконе Божией Матери и стала молиться. Я не ропщу, - говорила я, - на судьбу, благодарю Бога за все, но мне так холодно. Когда вышла, на паперти ко мне подошла женщина и накинула мне на плечи меховую шубу. Но потом, когда храм захватили обновленцы, благодать из храма ушла, православные перестали в него ходить, революционные люди в него тоже не ходили, храм стоял пустой..."
...Долгое время бассейн "Москва", появившийся на месте храма, не сдавался. В нем круглый год, как в адской хлорированной бане, плескались безбожники. Уже и коллектив Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина бил в набат: испарения бассейна вредно действуют на полотна. Ничто не колебало воинствующих атеистов и обновленцев нового времени. Вместе с тем росло мощное движение в поддержку Совета по возрождению храма. Около бассейна несколько раз в неделю читался Акафист иконе Державной Божией Матери. Были установлены крест и камень, на котором значилось, что на этом месте будет возрожден храм.
И вообще, не правительство, не добрые дяди возрождают святыни. Это право народа - что забывать, а что хранить.
Промыслительным было то, что храм, попущением Божиим, и за наши грехи был взорван, очищен огнем. Промыслительно и то, что возродился. Мы входим фактически в новую эру России, создавши своими молитвами, своими копейками корабль спасения. Бело-золотой корабль спущен на бурные волны житейского моря, он, как Ноев ковчег, принесет нас к обетованному берегу вечной жизни.
И вот за окнами август двухтысячного от Рождества Христова года. Сегодня - великое освящение храма и, значит, - великое освящение России. Промыслителен сей день - праздник Преображения Господня. Именно в этот день Господь, преображенный фаворским светом, явился в славе своей перед учениками, явил свое могущество.
Преображение, по учению святых отцов Церкви, не происходит мгновенно, разом, это тяжелый путь самоограничения, поста, молитвы. Это жертвенный путь отказа от соблазнов мира, удовольствий, освобождение от власти денег. Тяжелый путь. Но велика и награда - спасенная душа.
Я только что был на освящении храма - Троицкого, на моей родине, в вятской земле. Бывший долгие десятилетия домом культуры, он вернул свое предназначение. Его настоятель о. Александр благословил меня быть в алтаре во время освящения престола. Честь великая. Чин освящения в Православии одинаков и для небольших церквей, и для величественных соборов. Поэтому мне легко представить, как будет сегодня происходить таинство освящения престола в главном нашем храме, как наденут архиереи белоснежные запоны поверх облачения, как освященная крестным знамением и святой водой крышка престола будет возложена на подпрестольное основание. Как затем камнями - не молотком! - крышку прибьют. И гвозди особенные, ручной ковки. Затем шляпки зальют освященным воском, а крышку и весь престол омоют губками и освященной горячей водой, после - черед втирания в крышку святого елея, смешанного с причастным вином. Крышка приобретет золотистый, медовый цвет, прямо засветится. Последует облачение престола: подризник - ослепительно белая шелковая ткань и парчовая риза. На ризу возложат антиминс с зашитыми в нем частичками мощей святых, поставят дарохранительницу, крест, а рядом - Евангелие. Также освящается жертвенный стол для совершения чина Евхаристии - преложения вина и хлеба в кровь и тело Христово.
С момента освящения над престолом будет всегда пребывать ангел-хранитель. Во время освящения святым миром ставятся кресты на всех сторонах храма, стены также освящаются окроплением святой водой. И, надо сказать, как ни совершенна теле- и кинотехника, она может донести только самую малость торжества, молитвенности, ликования, происходящих в храме. Это святые часы и минуты соединения небес и земли.
Отрадно, что именно в новоосвященном храме завтра, 20 августа, произойдет еще одно великое событие: чин прославления Собора новомучеников российских XX века, в первую очередь царя-мученика Николая Второго. И здесь опять же это не была чья-то воля, чье-то решение, это была всенародная вера в то, что кровь невинно убиенных вопиет у престола Царя Небесного о даровании счастья и мира для земли российской.
И в ясную, и в ненастную погоду высится над Москвой золотой крест храма Христа Спасителя. Соединяя пространство и время, он несет в себе залог бессмертия России.