ИХ - В ДВЕРЬ, ОНИ - В ОКНО

Представители Сибирско-Уральской алюминиевой компании не оставляют попыток любой ценой вернуться на Новосибирский электродный завод. "Труд" уже не раз обращался к этому конфликту, суть которого в том, что "цена" такого возвращения не устраивает ни администрацию области, ни население поселка Линево. Однако попытки продолжаются...

Новый момент в, казалось бы, исчерпанном конфликте - появившиеся слухи о "предстоящей продаже" госпакета акций Новосибирского электродного завода (НовЭЗ). Таким образом, начался виток очередной схватки за это предприятие между главным акционером НовЭЗа - областной администрацией и Сибирско-Уральской алюминиевой компанией (СУАЛ). Слухи о "продаже" контрольного пакета встревожили прежде всего жителей поселка, обратившихся к президенту Владимиру Путину с просьбой остановить притязания СУАЛа на завод. Не исключено, что судьбой НовЭЗа теперь вплотную займутся в Москве, а значит, затянувшееся противостояние на этом крупнейшем в области предприятии должно будет в конце концов завершиться.
Как уже неоднократно сообщала газета, весной этого года совместными усилиями судебных и федеральных органов государству - главному акционеру НовЭЗа - удалось остановить процесс "перекачки" активов предприятия в оффшорные компании, контролируемые СУАЛом. А после того, как от занимаемых должностей последовательно были освобождены представлявшие интересы того же СУАЛа внешний управляющий С.Сурков и исполнительный директор НовЭЗа С.Кохановский, дела завода и вовсе пошли на поправку. Уже к июню государству были возвращены активы НовЭЗа, ранее незаконно перекочевавшие в ЗАО "СибЭЛ", главными учредителями которого стали три подконтрольные СУАЛу оффшорные фирмы. Новому руководству НовЭЗа менее чем за месяц удалось существенно расширить рынки сбыта, а также решить вопрос с задолженностью предприятия в областной бюджет.
Тем временем отстраненные от работы экс-руководители завода не оставляли попыток добиться своего восстановления в должности. Правда, "защиты" от государства представители СУАЛа искали почему-то далеко за пределами Новосибирска - в судебных инстанциях Москвы, Тюмени и т.д. Однако здесь многого добиться не удалось. То решения суда явно не поспевали за событиями, как это случилось со скандальным "восстановлением" С.Суркова в должности - уже после того, как распоряжением ФСФО он был и вовсе лишен лицензии. То принятые судьями распоряжения оказывались, мягко говоря, не вполне соответствующими закону. Так было, например, с постановлением, неправомерно вынесенным судьей Одинцовского городского суда Московской области, попытавшегося запретить проведение собрания кредиторов НовЭЗа. Любопытно, что на этом собрании рассматривался вопрос о мировом соглашении, предложенном СУАЛом уже после его "выдворения" с НовЭЗа. В итоге кредиторы отказались заключать мировое соглашение. Оно и понятно - в противном случае СУАЛу и подконтрольным ему структурам удалось бы "де факто" утвердить свое лидирующее место в списке кредиторов завода.
А с этим как раз и возникают проблемы. Сибирско-Уральская алюминиевая компания "хозяйничала" на Новосибирском электродном заводе с весны 1998 года, не обладая при этом ни одной акцией предприятия. Полюбовное соглашение "алюминщиков" с тогдашним руководством Новосибирской области позволило СУАЛу поставить во главе завода, 62 процента акций которого принадлежит государству, своих людей - С.Кохановского и А.Волынского.
Придя на это предприятие - самое молодое и наиболее перспективное среди четырех российских электродных заводов, СУАЛ повел его к банкротству. Цель очевидна: максимально обесценить акции НовЭЗа, загнать его в долги и потом скупить по дешевке. Не прошло и года, как на НовЭЗе было введено внешнее управление. Руководить процессом банкротства доверено было опять же С.Суркову.
Этот период в жизни завода изобилует "пикантными" подробностями, многие из которых лишь сегодня всплыли на поверхность. Так, при помощи прежней областной администрации были разработаны схемы, позволявшие искусственно завышать кредиторскую задолженность НовЭЗа... самому СУАЛу. Делалось это так: областная администрация активно финансировалась московским коммерческим банком "Флора". Кредит шел за кредитом. В качестве же поручителя по их возврату было предложено выступить НовЭЗу. Администрация кредита не возвращала, за нее расплачивался СУАЛ, а долги "вешались" на завод. Таким образом, НовЭЗ задолжал алюминщикам почти миллион долларов. Самое занимательное в этой истории, что СУАЛ является одним из учредителей банка "Флора"... В арсенале бывших руководителей были и другие средства, в том числе несуществующие договоры о сотрудничестве с фирмами, впоследствии загадочным образом попавшими в первые ряды реестра кредиторов. Впрочем, деятельность экс-менеджеров НовЭЗа изучают сейчас сотрудники Генпрокуратуры.
Тем не менее ситуация вокруг завода остается напряженной. В начале августа в прессу просочились слухи о том, что уже в сентябре госпакет акций Новосибирского электродного завода будет выставлен на торги. В качестве наиболее вероятного покупателя указывался тот же СУАЛ. Областная администрация и население Линева оказались в недоумении. В самом деле: торги по госпакету акций НовЭЗа в сентябре будут означать профанацию идеи о возвращении государству его собственности. Случись это, государство, как кредитор 4-й очереди, лишится своих 130 миллионов, которые должен ему НовЭЗ, ибо вырученного на торгах едва ли хватит, чтобы удовлетворить сомнительного толка притязания на завод СУАЛа.
Да и для жителей Линева возвращение завода под контроль СУАЛа не сулит ничего хорошего, кроме сокращения рабочих мест. Не секрет, что основной упор в производстве "алюминщики" намерены сделать на выпуск продукции, необходимой непосредственно СУАЛу, а сам завод постепенно перевести под оффшорную юрисдикцию. Как это едва не произошло всего полгода назад.