ДЖО ДАССЕН УШЕЛ ТАК РАНО

20 августа 1980 года известный певец Джо Дассен, находясь на острове Таити, решил посетить один из самых шикарных ресторанов острова. Он выглядел усталым, но в то же время умиротворенным, полным оптимизма. Жизнь улыбалась ему. Певец находился в зените славы, у него были любимые дети и масса творческих планов. Ему только хотелось немного отдохнуть.

Но внезапно певец за столом вздрогнул и поник головой. Все находившиеся поблизости после короткой паники поняли, что он умер. Джо скончался от сердечного приступа, не дожив одиннадцати недель до своего 42-летия и примерно месяц до "индийского", или "бабьего лета", о котором он пел в своей знаменитой песне.
Считается, что он не выдержал борьбы, которую вел на протяжении всей своей удивительной жизни. Многие годы ему приходилось преодолевать непонимание, участвовать в различных судебных разбирательствах. В сорок один год этот человек, завоевавший кучу "золотых дисков", окруженный бесчисленным множеством поклонников, просто исчерпал все свои жизненные силы. Часто появлявшийся на сцене в белом костюме и рубашке с высоким воротником, он превратился в настоящего певца-идола, олицетворяя собой элегантность и достоинство. После каждого своего выступления он завоевывал все больше женских сердец. Каждый его концерт оказывал колоссальное психологическое воздействие не только на тех, кто находился в зрительном зале, но и на самого певца. Однажды остановившись, чтобы перевести дух, за сценой знаменитого парижского зала "Олимпия", Джо признался коллегам: "С каждым разом мне становится все труднее выступать, я живу в атмосфере постоянной тревоги, не могу больше спать..." Он как бы предчувствовал свой безвременный уход из жизни.
Джо Дассен происходил из еврейской семьи, которая в начале прошлого века, спасаясь от погромов, покинула Россию. Его мать была известной скрипачкой, а отец - Жюль Дассен - маститым американским кинорежиссером, женившимся во второй раз на знаменитой греческой актрисе Мелине Меркури, ставшей даже министром культуры своей страны. Джо окончил университет в Чикаго по специальности этнология. Он слыл за настоящего полиглота: знал семь языков, в том числе идиш и санскрит. Но любовь к песне оказалась сильнее всех других его призваний. Немалую роль в становлении Дассена как певца сыграло его увлечение творчеством французского шансонье Жоржа Брассанса. В конце своей жизни, после того как весной 1980 года он выпустил свой последний диск на английском языке "The guitars don't lie", Джо всерьез собирался навсегда поселиться в Калифорнии. Он даже сказал своим близким, что больше не будет записывать пластинок.
К этому времени в его личной жизни произошли серьезные потрясения. Весной 1980 года его супруга Кристина, от которой он уже имел сына Джонатана, родила второго мальчика - Жюльена. Но уже через 24 часа после рождения Жюльена его отец начинает бракоразводный процесс. И одновременно пытается добиться того, чтобы дети остались при нем. Суд Версаля, что случается довольно редко, решает дело в его пользу. Однако матери разрешается регулярно навещать своих сыновей. В этот крайне сложный для него период Джо Дассен, уходя со сцены после концерта в Каннах, почувствовал себя плохо: происходит первый сердечный приступ. Врачи предписывают певцу полный покой, но тот и не думает следовать их советам, а сразу же улетает вместе с детьми и со своей матерью Беатрис на Таити.
Его мечта обосноваться где-нибудь на калифорнийском ранчо и проводить там время с детьми так и не сбылась. На Таити он провел последние дни своей жизни. Сразу же после его смерти туда прилетела жена Кристина, которая предъявила свои права на детей. Но бабушка увезла их в Соединенные Штаты. И в то время, как в Европе миллионы фанов не могли поверить в смерть своего кумира, на небольшом еврейском кладбище в Голливуде состоялись скромные похороны Джо Дассена. "На них практически никого не было", - вспоминал единственный присутствовавший на погребении фотограф Клод Азуле. Среди провожавших Джо в последний путь были его отец Жюль Дассен с супругой Миленой Меркури и сестры певца - Джулия и Рахель.
Из-за смерти Джо Дассена процедура его развода, естественно, была прекращена, и Кристина сумела отвоевать права на своих детей, с которыми оставалась неразлучной. Она превратилась в хранителя клана Дассена до самой своей смерти, последовавшей в 1995 году.