18 февраля 2018г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 56.36   € 70.65
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СЕРГЕЙ ПРОХАНОВ: ТЕАТР - ЭТО СНЫ НАЯВУ

Лебедина Любовь
Опубликовано 01:01 19 Августа 2000г.
Добродушное, обаятельное лицо этого артиста было хорошо знакомо телезрителям в 70-80-е годы. Он частенько появлялся на голубом экране, вел свою передачу "Усатый нянь", сняался в в 46 фильмах, играл в Театре Моссовета. Потом как-то неожиданно исчез из поля зрения и восемь лет назад появился в качестве художественного руководителя и директора "Театра Луны". Поначалу никто всерьез не воспринимал этот проекти уж тем более Проханова в качестве солидного режиссера. Но постепенно ситуация стала меняться, видные артисты начали проситься к нему на работу, и зрители, несмотря на дороговизну билетов, тоже потянулись в маленькое полуподвальное помещение на 89 мест. Что же за превращение произошло с известным лицедеем, скоморохом?

- Почему вы решили изменить своей актерской карьере и заняться театральным бизнесом, не очень-то прибыльным? Или вы такой честолюбивый человек, что решили посоревноваться с Ленкомом, "Маяковкой", тем же Театром Моссовета?
- История моего перевоплощения из артиста в руководителя вновь образованного коллектива произошла 10 лет назад. В начале 9О-х годов я решил открыть свой частный театр и стал строить его на собственные деньги, заработанные в кооперативе от продажи всякого ширпотреба. Я бы мог, конечно, положить их в банк и преспокойно жить на проценты, но мне показалось, что деньги должны работать на какую-то идею, в данном случае театральную. Четыре с половиной года я долбил, рушил и заново возводил стены подвала, превращая его в уютное камерное помещение. Полтора года просуществовало мое частное детище, а потом налоги настолько заели, что пришлось сменить вывеску и стать муниципальным театром. Обидно, конечно, но, с другой стороны, если государство не заинтересовано в театральных предпринимателях, то зачем ломиться в закрытые двери? Лучше уж сидеть под крылышком у Юрия Михайловича Лужкова.
Теперь несколько слов по поводу моего честолюбия. Я вовсе не хотел соревноваться ни с Ленкомом, ни с Театром Моссовета, откуда я бежал, как Подколесин с собственной свадьбы в пьесе Гоголя "Женитьба". И вот совсем недавно по опросу, проведенному среди москвичей, какой театр они считают самым интересным в столице, наш коллектив занял четвертое место после Ленкома, "Современника" и "Сатирикона". Думаю, это произошло благодаря нашему репертуару, состоящему из пьес, не идущих нигде. Это "Фауст" Гете, "Путешествие дилетантов" Окуджавы, "Ночь нежна" Фицджеральда. Большое значение при этом имело участие знаменитых артистов: навсегда ушедшего от нас Анатолия Ромашина, Дмитрия Певцова, Андрея Соколова, Евгения Герчакова. На этих именах, конечно, можно зарабатывать деньги.
- Ну, антреприза тоже делается за счет громких актерских имен, и тем не менее ее постоянно ругают. А ваши "подвальные" спектакли хвалят за единство актерского ансамбля, за свежесть человеческих эмоций, а самое главное, ни один из исполнителей "не тянет одеяло на себя"... И все-таки как вам удается сохранять веселую мину при такой трудной "игре"?
- Как говорил недавно покинувший нас Григорий Горин: многие люди делают глупости с серьезными лицами, а некоторые делают серьезные вещи с глупыми лицами. Видимо, я отношусь ко второй категории.
- Вы всегда были таким уверенным в себе? С детства?
- Это длинная история... Вы знаете, всем в детстве нравится рисовать, но, когда ребенок понимает, что у него плохо получается, он бросает это занятие. Пройдут годы, а может, и десятилетия, прежде чем он, став взрослым, вновь захочет рисовать. Я вышел на сцену в семилетнем возрасте и запел, как Робертино Лоретти, но потом голос сломался. Это была очень сильная травма для меня, все мечты в одно мгновение разрушились. Но время лечит любые раны, постепенно затянулась и моя. Я окончил актерское отделение Щукинского училища, хотя внутреннего зажима никак не мог преодолеть. Помог мне в этом Роман Виктюк, убедив в том, что я сумею "нарисовать" любую роль. С тех пор я считаю его своим учителем.
Постепенно уверенность в собственных силах росла, мой театральный кругозор расширялся. И я понял, что поставить сугубо бытовой спектакль, без особой фантазии и художественной изюминки не так уж трудно, а вот создать иную модель жизни, фантастическую, как в фильмах Феллини, - это требует особого таланта.
Протест против сугубо бытового театра назревал постепенно, и начался он в Театре Моссовета, где собралась группа режиссеров-авангардистов мейерхольдовского плана. Я тоже "заболел" режиссурой и однажды показал руководству театра первую часть своего спектакля "Византия", сделанного с моими друзьями-единомышленниками. Работа глянулась начальству, и меня поставили в очередь на постановку. Время шло, а дело не двигалось с мертвой точки. И тут я понял, что могу всю жизнь простоять в очереди и никогда своего спектакля не выпустить. Поэтому я простился с родным коллективом и ушел зарабатывать деньги для собственного "Театра Луны".
- Почему вы выбрали такое странное название для своего театра?
- Все началось с любимого Булгакова. Я по нескольку раз перечитывал "Мастера и Маргариту", представлял, как можно поставить полеты Маргариты над Москвой, мистический бал у Воланда и так далее. Фантазии, можно сказать, "душили" меня, а Луна не давала спать. Ведь ночью мы все беззащитны перед ее колдовским свечением. Проникая в нас, оно рождает удивительные сновидения. Вы не замечали, что в своих снах мы часто реализуем то, чего не можем свершить в жизни? А театр - это те же сны наяву.
- Ваша личная популярность как-то влияет на успех театра у зрителей?
- Сейчас я совсем не играю, но, наверное, прежние мои заслуги перед публикой как-то сказываются. Скажу больше: я бы никогда не построил свой театр, если бы не был "усатым нянем". Все, к кому я приходил за помощью, помогали бескорыстно. Поэтому, записавшись в постановщики, я рискую потерять всенародную любовь. Но тут ничего не поделаешь: или ставь спектакли, или играй в них - совмещать то и другое я не умею.
- Но ведь делать инсценировки еще труднее. Тем не менее вы пишете даже собственные пьесы...
- Если вы придете на спектакль "Таис сияющая", то вообще упадете. В нем звучат мои стихи, которые раньше я не писал. Все это происходит потому, что рядом со мной нет людей, подобных Горину, царствие ему небесное. Это первая причина, по которой я вынужден заниматься сочинительством. Ну а вторая заключается в нашей крохотной сцене, где пространство настолько миниатюрно, что и драматургия должна быть "комнатной". Я так увлекся сочинительством, что даже написал роман под названием "Сорок". Полтора года на это ушло, но осилил. Слишком уж я упертый, если задумал что-то - умру, а сделаю.
- Но вы же не умерли после того, как впервые в России поставили спектакль про Чарли Чаплина? Наоборот, сильно позабавили публику...
- Идея с Чарли Чаплином пришла мне в голову после того, как мы с гастролями побывали в Южной Америке, где на каждом шагу можно было увидеть статую или статуэтку Чаплина. Я подумал: а почему никто у нас не поставил спектакль о великом гении кино? К тому же в нашей труппе работает молодой артист Женя Стычкин, очень похожий на Чаплина. Когда он надел башмаки с загнутыми носами, взял в руки тросточку и прошелся - все ахнули: ну вылитый Чаплин.
В тяжелых муках рождался этот спектакль. Эксцентрика с трудом давалась артистам. Всякие там кульбиты, прыжки, сальто-мортале надо было выполнять как в цирке, поэтому приходилось с утра до вечера тренироваться.
- Заставить знаменитого артиста делать то, чего он не умеет, - это надо или обладать огромным талантом педагога, или платить ему большие деньги...
- Есть такие понятия, как "живой" театр и "неживой" театр. Наш театр живой, поэтому в нем интересно работать. Не могу сказать, что артисты - сплошные бессребреники, но если их поставить перед выбором денег и хорошей роли, они выберут второе. Такая уж это странная профессия. И потом, когда зрители покупают билеты по 500 рублей, то каждый исполнитель понимает: его игра должна стоить этих денег. Сами же артисты в среднем получают от З до 4 тысяч рублей. Это немного, но больше, чем в других московских театрах.
- И все-таки Сергей Виноградов ушел из вашего театра...
- Виноградов ушел от нас потому, что захотел стать лидером, а, как известно, два медведя в одной берлоге не уживаются. Мы не конфликтовали, нет. Просто он не мог пережить, что я его спектакль "Машенька" закрыл, предварительно предложив ему переделать его. Безусловно, Сергей - талантливый человек, но очень обидчивый и не умеет смотреть на себя критически.
- А к себе вы относитесь критически?
- Конечно. Я переделываю готовые спектакли, которые уже смотрит публика, по многу раз. Мои артисты привыкли к этому и не обижаются. И вообще, всякого рода премьерство в своем коллективе я выжигаю каленым железом.
- Говорят, у вас возник конфликт с вдовой Окуджавы по поводу спектакля " Путешествие дилетантов"?
- Вначале Ольге спектакль очень понравился, и она его благословила. Когда же посмотрели друзья Булата Шалвовича, она поменяла свою точку зрения, заявив, что спектакль слишком роскошный и красивые костюмы, мол, просто "убивают" смысл произведения. Потом я захотел снять фильм по спектаклю. Когда ко мне пришли подписывать контракт, она захотела стать консультантом картины, и чтобы с ней во всем советовались. Иными словами, быть чуть ли не цензором. Мне это показалось совсем уж диким - жена человека, учившего нас свободе, и вдруг такой жесткий прессинг...
- Как вы снимаете психологические стрессы?
- Сменой деятельности. Если устаю от одной работы, переключаюсь на другую. Без дела сидеть не люблю, да и не умею.
- Бывает так, что в жизни тоже играете?
- В жизни никогда , потому что на самом деле я очень практичный и деловой человек. Все просчитываю заранее: где выиграю и на чем потеряю. Недаром же я окончил физико-математическую школу. Кстати, когда меня называют "новым русским", то нисколько не обижаюсь, а даже горжусь. Потому что новую Россию должны строить сильные, деловые люди, то есть новые русские без всяких там кавычек.


Loading...





МОК разрешил ехать на Олимпиаду 169 российским спортсменам, запретив им выступать под национальным флагом. А может, ну её, Олимпиаду эту?