САДОВО-ОГОРОДНЫЙ РЭКЕТ

С каждым новым садово-огородным сезоном в нашей стране набирает обороты так называемый садово-огородный рэкет. Под видом охраны дач и садового имущества дюжие молодцы облагают дачников все более суровыми налогами. А если возникают сомнения: платить-не платить, то...

"Я платил этим "охранникам" всю зиму, - рассказывает отставной подполковник Федор Иванович Салазкин, садовод-любитель с 30-летним стажем. - Но в марте меня все равно обобрали до нитки. Унесли даже старые ржавые бочки. Взломали замки, вверх дном дом перевернули. А "охранники", когда речь зашла о возмещении ущерба, только усмехаются. Замки, говорят, оплатим. А остальной хлам ничего не стоит. Вот я и решил: летом все равно живу на даче и сумею сам ее охранять. Отказался платить. Тогда пришли втроем и говорят: смотри, мол, дед, дело твое, только от дачи осенью уже ничего не останется. Одними бочками не отделаешься".
Охранные фирмы появились на дачном горизонте около пяти лет назад. Тогда они предлагали свои услуги ненавязчиво, да и цены были скромные. Но со временем вежливых молодых ребят со спортивной выправкой начали вытеснять бритоголовые "братаны" с блатной лексикой. "Пугаюсь, когда они здесь появляются, - рассказывает пенсионерка из Москвы Вера Ивановна Синякова, у которой дача в Щелковском районе. - Это же бандиты какие-то! Ходят, обирают. В августе потребовали уже по 40 рублей с носа! Увидели мою пятилетнюю внучку и говорят: и за нее давай. Я возмутилась: она же крошка совсем, да и мы далеко не богачи.
Никто из дачников уже не сомневается в том, что зачастую роль "охранных фирм" сводится исключительно к вымогательству. Если учесть, что каждый район, контролируемый такой группировкой плечистых молодцев, включает несколько тысяч дач, то нетрудно предположить: за год набегает кругленькая сумма. В некоторых районах Подмосковья счет идет на миллионы рублей в месяц. И ладно, если бы за эти деньги "сторожа" действительно оберегали годами нажитое добро огородников. Все мои собеседники убеждены: осенью и зимой грабят если не с их прямым участием, то уж точно при молчаливом попустительстве. "Как-то зимой, в январе, я специально остался ночевать на даче, - рассказывает Василий Макарович Шулькин из садового общества "Восход" близ подмосковных Медвежьих озер. - Часа в два ночи проснулся: вокруг дома кто-то ходит. Я выскочил с кочергой и вижу, что в соседний дом через веранду залезли и вытаскивают стол, стулья, другую мебель. Я кричать. Они не испугались, только цыкнули: не ори, мол, дед, а то хуже будет. Одного я узнал. Он вместе с "охранниками" еще летом ходил".
За что же тогда деньги-то платить? Оказывается, объясняют мои собеседники, рэкетиры берут мзду за то, что дачу если и ограбят, то не спалят и по кирпичикам не разберут. А вот если откажешься от их "услуг" - беды не миновать. Не веря в родную милицию, многие дачники покорно отдают дань наглеющим бандитам.
"И совершенно напрасно, - сказал мне руководитель пресс-службы ГУВД Москвы Евгений Рябцев. - Если речь действительно идет о незаконных группировках, занимающихся вымогательством, вы просто обязаны обращаться в милицию по месту жительства или в Управление по борьбе с организованной преступностью ГУВД Московской области. Нельзя идти на поводу у рэкетиров. Требуйте лицензию на охранную деятельность, записывайте фамилии, адреса. Мы все проверим и установим, законны ли их действия".
Но дачники настроены пессимистично."Да обращались мы в милицию, - говорят, - и в Щелково, и в Балашиху ездили. Везде отмахиваются, обещают в лучшем случае наряд прислать. Но ни разу стражи порядка тут так и не побывали".
Может и правда самим дачникам надо вести себя решительнее? Так думала я, возвращаясь в столицу с презентованным пакетом яблок. Вдруг на проселочной дороге затормозил черный "джип" с тонированными стеклами. Из окна высунулась коротко стриженная голова в темных очках. "Здешняя?" - осведомился незнакомец. "Нет". - "Откуда идешь? Чего тут делала?" - вопросы становились все конкретнее. Сочиняю на ходу что-то про гости и хороших знакомых. Наконец, "хлопцы", обдав водой из лужи, умчались. А из ближайшей калитки робко показалась испуганная огородница: "Они вас про деньги ничего не спрашивали? Я вот сижу третий день, прячусь в доме. Боюсь, опять платить заставят".