ЕЩЕ НЕ ПОЗДНО ПИТЬ "БОРЖОМ

Человеческий организм почти на 90 процентов состоит из воды. Отсюда вывод: скажи мне, что ты пьешь, и я скажу, какой ты. О том, что же мы пьем для поддержания этих самых 90 процентов, россияне начали задумываться совсем недавно, когда наконец-то в стране стало модным человеческое отношение к собственному организму. И как один из результатов, в России стали больше пить минеральной воды, которая раньше считалась чуть ли не медицинским препаратом.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ЖАЖДА УСИЛИВАЕТСЯ
Специалисты отмечают, что потребление минеральной воды в нашей стране за последние 10 лет удвоилось, достигнув к началу 2002 года более 10 л на человека в год. С учетом расширения традиции потребления питьевой воды в России этот показатель может значительно превышать указанную цифру. Однако даже такие данные демонстрируют чудовищный разрыв с уровнем среднедушевого потребления бутылированной воды за рубежом. Так, средний европеец выпивает около 100 л минеральной воды в год: в частности, в Австрии - 72 л, Франции - 80 л, Германии - 93 л, Италии - 116 л.
Еще десять лет назад питьевая вода в бутылках составляла малозаметную часть американского рынка безалкогольных напитков. Сегодня объем этого рынка - более 3,5 млрд. долларов. И, как считают американские специалисты, в течение ближайших двух лет объемы продаж бутылированной питьевой воды превысят объемы продаж легендарной кока-колы. По данным отраслевого журнала Beverage Digest, на конец 2000 года объемы продаж сладких газированных напитков росли в 15 раз медленнее, чем продажа минеральной и питьевой воды.
Эти тенденции заметны и в России. Покупатели обратили внимание, сколько новых видов минералки появляется в продаже практически каждый день. Но попробуй что-нибудь узнать об этих новых марках... Российский рынок розлива воды столь же покрыт тайной, как и рынок алкогольной продукции, и он не менее перспективен, чем бензиновый. Вот почему производством минеральной воды вплотную заинтересовались ряд крупных пищевых компаний, в том числе и... производители алкоголя. Некоторые даже сравнивают этот рынок с рынком бензина: розничная цена литра топлива для машин практически эквивалентно средней цене бутылки питьевой воды (по цене от 10 руб. и выше сейчас продаются даже пол-литровые пластиковые бутылки). При этом потребность в питьевой воде растет в России очень быстро. Немаловажно также и то, что вода - это практически неисчерпаемый природный ресурс, чего не скажешь о нефти.
Как и в случае с прочими запасами природных богатств, Россия занимает лидирующее положение по разведанным запасам минеральных вод. В настоящее время в РФ зарегистрировано свыше 700 наименований минеральных вод, в том числе более 100 на Северном Кавказе. Ведущие марки минеральной воды - группа вод Северного Кавказа ("Ессентуки", "Нарзан") и импортируемая из Грузии "Боржоми". Производство минеральной воды, по данным Госкомстата РФ, увеличилось за последний год на 21 процент: с 1973,5 млн. бутылок по 0,5 л в 2000 году до 2 381,5 млн. бутылок в 2001 году. Кстати, с такой же динамикой развивалась пивоваренная отрасль в 2001 году.
В начале 90-х годов ниша рынка "просто чистой воды" была практически пуста, иными словами, такого рынка не существовало вовсе. Это наблюдение и подтолкнуло в 1991 году американского бизнесмена Джона Кинга, путешествующего по Волге, создать предприятие по выпуску ключевой воды "Святой источник" в окрестностях Костромы. И хотя качество "Святого источника" вызывает сомнение у настоящих ценителей минералки и намного уступает водам Кавказского региона, затея ушлого американца оказалась гениальной находкой - кто же выскажется против воды с таким священным названием, да еще и одобренной высшими чинами Православной церкви. Идея обеспечила к 2002 году 13 процентов рынка бутылированных вод России, восьмикратный рост продаж за 10 лет, а также удачную продажу в июле сего года группы компаний "Святой источник" мировому лидеру рынка питьевой воды Nestle Waters. Это первая крупная сделка в истории рынка воды в России.
ДАЖЕ ВОДУ МОЖНО РАЗБАВИТЬ
Российский рынок минеральной воды постепенно приобретает цивилизованные черты. Да и потребитель стал более требовательным к качеству предлагаемой продукции. И все же подделки той же минеральной воды еще имеют место, хотя производить фальсифицированную минеральную воду стало еще более невыгодно. С одной стороны, продукция имеет невысокую, по сравнению с алкоголем, цену, а потому прибыль от небольших партий "паленой" минералки вряд ли сегодня заинтересует подпольных производителей. Помимо этого, солидные магазины стараются работать только с известными поставщиками питьевых вод. В свою очередь, многочисленную продукцию некрупных заводов, ориентированных на локальные рынки и реализуемую в розницу по цене не выше 7-8 рублей за бутылку, никто не сочтет выгодным "имитировать".
Незначительная доля фальсификата наиболее пострадавших от подделок марок "Боржоми", "Нарзан", "Ессентуки" сегодня еще встречается на рынке, но в основном в отдаленных регионах, где осложнена доставка грузов дистрибьютерами этих компаний и в очень скромных объемах. Еще в начале 2000 г., например компания Georgian Glass & Mineral Water - марка "Боржоми", - затруднялась на тот момент оценивать убытки от подделок. Однако, по их данным, до 30 - 40 процентов рынка потребления "Боржоми" приходилось на прямые подделки.
В течение последних 3-4 лет в городах-миллионниках были организованы рейды проверок торговых точек. На сегодня в Москве и Санкт-Петербурге подделок марки "Боржоми" не встречается, в регионах борьба с подделками все еще продолжается, но уже не имеет острых форм.
Сейчас проблема питьевой воды перешла в иную плоскость - это качество продукции, соответствие ГОСТу наименования продукции. По итогам проверок Госторгинспекцией РФ рынка напитков (алкогольных, слабоалкогольных, безалкогольных, пива) за 9 месяцев 2001 г. наибольшее число забракованной продукции выявлено по группе минеральной воды, безалкогольных напитков и пива. Было забраковано 23,8 процента безалкогольных напитков или охарактеризовано Госторгинспекцией как некачественный продукт.
Отличить подделку можно по плохо пропечатанной этикетке, отсутствию номера скважины и т.п. Зачастую под маркой минеральной продается искусственно минерализованная вода - обычная вода с добавлением соды, соли и углекислого газа. Если такая вода произведена в соответствии с требованиями ГОСТа, на этикетке должно быть указано - "искусственно минерализованная".
Тенденция повышения покупательских требований к качеству бутылированной питьевой воды заметна на изменении структуры спроса в сторону покупок в магазинах, а не на рынках. Важно заметить, что такая тенденция отмечена не только в Москве, но и Санкт-Петербурге. Установлено, что большая часть покупок минеральной воды в Санкт-Петербурге совершается в традиционных магазинах и достигает 43 процентов, в то время как наименьшая часть - 5 процентов - на мелкооптовых рынках. В свою очередь в универсамах и супермаркетах совершается 20 процентов покупок, в ларьках и павильонах - 19,5 процента. В летний период, отмечают специалисты, доля покупок в ларьках и павильонах увеличивается на 5-6 процентов. Потребители прежде всего обращают внимание на следующие качества минеральной воды (по данным опроса 2,1 млн. петербуржцев): вкус (более 31 процента); лечебные свойства (33 процента); экологическая чистота (21 процент); натуральность (12 процентов). Приоритеты слегка изменяются с возрастом: респонденты 50-59 лет прежде всего обращают внимание на натуральность и экологическую чистоту воды. Мотивы выбора марок зависят от сезона покупки (зимой, например, большим спросом пользуется лечебно-столовая минеральная вода, летом - столовая.