10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОДИН СПАС ХОРОШО, А ТРИ - ЛУЧШЕ

Первый Спас всюду назывался медовым, а кое-где и "мокрым". Названия эти произошли от того, что

Первый Спас всюду назывался медовым, а кое-где и "мокрым". Названия эти произошли от того, что пчеловоды подрезали ульи с медом и, выбрав лучший липовый сот, несли в церковь "на помин родителев". К этому же дню варили "медвяные квасы и угощали всех, пришедших в гости". "Мокрым" же называли его потому, что, по установлению церкви, в этот день проходил крестный ход на реки и источники для водосвящения. После чего крестьяне не только сами купались, но и купали в реках свою скотину, которая будто бы здоровела после этого.
Второй Спас повсеместно назывался яблочным, так как с этого времени разрешалось есть садовые плоды и огородные овощи. Православная церковь отмечает этот день согласно Священному писанию как Преображение Господне. Сообразно с этим вся паперть в приходских церквах была заставлена столами, на которых наваливали горы картофеля, гороха, огурцов, репы, ржи, ячменя и прочих плодов. После освящения и благословения крестьяне набожно осеняли себя крестом и разговлялись яблоками. Есть плоды до этого времени считалось большим грехом. И если кому случалось по забывчивости или невоздержанию попробовать яблок раньше срока, то такой человек не должен был их есть в течение сорока дней после Спаса.
В некоторых губерниях долго сохранялся обычай всеобщих разговен горохом. Отслужив в поле молебен, крестьяне всем селом устремлялись на гороховое поле и до самого вечера лакомились зелеными стручками, не различая своей полосы от чужой. Эти разговены составляли истинный праздник и величайшее наслаждение для деревенских ребятишек, которые целый день ныряли в зеленых кустах и наедались до того, что под конец уже на животе переползали с полосы на полосу.
Третий Спас празднуется в честь Нерукотворного Образа. На языке крестьян он назывался Спас на полотне или ореховый. Последнее название дано потому, что к этому времени в центральной полосе России поспевают лесные орехи, а первое указывает на библейский сюжет праздника. "Ни окон, ни дверей, посредине - архиерей", приговаривали поселяне, собирая орехи в лесу.
Третий Спас считается также и хлебным, потому что начинают печь пироги из нового урожая зерновых.
В это время на зеленых горах холсты продавали. В деревенском быту отмечался в память о нерукотворном образе Спаса на убрусе (полотне).
В это время поглядывали на небо и провожали птиц, особенно ласточек и журавлей, желая им счастливого пути, чтобы весной обратно в родные края вернуться.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников