ПРОСТО БЕДА

То сушь, то морозы, то трясет, то заливает. Это про нас. Природа от века не слишком добра к россиянам, но с этим ничего не поделаешь. А вот научиться противостоять капризам "свыше" можно, да и давно уже нужно. Об этом недавно говорил на одной из встреч с журналистами волгоградский губернатор Николай МАКСЮТА.

После встречи, которая была посвящена разным злободневным проблемам, я подошел к нему и поинтересовался, что он конкретно имеет в виду?
- Сразу приведу пример, - начал Николай Кириллович. - Прошедшей зимой у нас были такие морозы, что вымерзло более 600 тысяч гектаров озимых. В иных областях весь посевной клин меньше. Потом по весне пришла большая вода, еще 300 тысяч гектаров уже паводок уничтожил. Это чрезвычайная ситуация. Ведь если просто списать эти площади, сославшись на погодные аномалии, то будет скудный урожай, а еще спустя время цены на хлеб взметнутся ввысь.
Впрочем, не будем рисовать мрачные картины, их и в жизни хватает. Все это мы пересеяли и урожай соберем приличный. Но и сами селяне, и областной бюджет понесли такие потери, которые мы самостоятельно восполнить не в состоянии.
- А ведь половодье уничтожило не только посевы.
- В том-то и дело. Пострадали десятки тысяч граждан в 22 районах, их имущество, накопленное десятилетиями. Из своей казны мы наскребли крохи самым нуждающимся, в надежде, что центр нам поможет. Оформили как полагается бумаги, повезли их в столицу.
И вот тут-то началась карусель, которая крутится по сию пору. Замечу: президент поручил премьеру и министру МЧС разобраться и оказать помощь. Сегодня мне говорят, что деньги, возможно, будут, но где-нибудь в январе. А ведь январь - это следующая зима, а к ней еще людям подготовиться надо. Да и обещают погасить процентов 30, а остальные 70?
- Жаль, сам президент в момент бедствия не посетил область. Вот уж когда бы все закрутилось.
- В точку. В нашей стране все быстро получается, когда президент лично контролирует ситуацию. И средства находятся, и дома растут как грибы после дождя. Но это же в корне неправильно. Нужно создать такую систему, когда она сама заработает. Иными словами, Россия нуждается в системе быстрого и комплексного реагирования на чрезвычайные ситуации.
То, что произошло зимой и весной в Волгоградской области, - отнюдь не редкость. В подобных случаях, кстати, многие малые государства обращаются за помощью к мировому сообществу. А к кому обращаться нам? Не в ООН же в самом деле. Мы просим помочь родное государство. А оно, получается, глухо. Месяцами (!) наши чиновники сидят в Москве, проталкивают бумаги из МЧС в Госстрой и обратно, оттуда в Минфин. На каждой стадии что-то вычеркивается, урезается. Совершив несколько кругов, папки наконец снова попадают в Министерство финансов, а там говорят: у нас нет такой строки... На колу мочало, начинай сначала.
Может, для столичного бюрократа это и рядовое событие, а для крестьянина из Фроловского района, у которого семья большая, а вода унесла все, что скопил за многие годы, это вопрос жизни и смерти. И он вправе ожидать, что власть, которую он избирает, ему поможет, не оставит один на один с самой большой для него и его близких бедой.
- Слышал, в Москве упрекают крестьян, что те не застраховали вовремя свои земли и имущество. Сейчас бы получили все сполна.
- Так могут говорить только далекие от земли люди. Они и средства для государственной финансовой интервенции на зерновом рынке выделяют в конце осени, когда хлебороб, чтобы не умереть с голоду и рассчитаться за кредит, давно продал урожай за бесценок заезжему перекупщику. Ему просто деваться некуда. Чем он заплатит за страховку?
Вот поступило бы государство хоть один год по правилам: зимой предоставило аванс под урожай, для регулирования зернового рынка инвестиции выделило летом, чтобы крестьянину было на что закупить горючее, с банком рассчитаться и т.д. Он тогда и спекулянту от ворот поворот бы дал. И мы бы сейчас не дискутировали, сколько будет стоить хлеб по осени. И любое стихийное бедствие не имело бы таких страшных последствий.
- То есть, на ваш взгляд, все это звенья одной цепи?
- Безусловно. При этом не стоит ничего изобретать, такая структура оперативного реагирования в стране создана. Это МЧС. Но надо дать ему полномочия не только спасать, тушить и эвакуировать, но и через региональные подразделения отслеживать ситуацию, быстро принимать решения и так же быстро потом оценивать ущерб и необходимость государственной поддержки. Под разного рода чрезвычайные обстоятельства должен быть в бюджете предусмотрен специальный фонд, деньги из которого могут направляться в регионы не через полгода, а в первые же дни после трагедии.
В России не проходит года без большой беды. И всякий раз федеральная власть ведет себя так, будто напасть свалилась негаданно. Демонстрирует согражданам худшие свои качества. Сколько же мы, как последние двоечники, будем учиться на собственных ошибках, не извлекая из них никаких уроков?
А в самом деле: кто ответит на вопрос главы далеко не бедного российского региона? И если в столь тяжелом положении после стихийных бедствий оказывается область, стабильная в экономическом отношении, то что говорить о других.