НАША ЖИЗНЬ-2006

Нам рассказали, как будем жить в следующем году. Вчера правительство утвердило прогноз социально-экономического развития и проект бюджета-2006. Министры А. Кудрин и Г. Греф заверили: дефолта не будет, доходы граждан вырастут, а государство начнет всерьез тратить деньги из "кубышки".

Презентацию проекта бюджета министр финансов Алексей Кудрин за неделю устроил трижды: сначала для президента, затем для прессы, а вчера - на заседании кабинета. Цены на нефть бьют рекорды, доходы казны тоже, а вместе с ними растут и амбиции правительства. Доходы бюджета-2006 составят свыше 5 триллионов рублей, расходы - 4,2 триллиона, профицит - 776 миллиардов рублей. Инфляция снизится до 7 - 8,5 процента. Глава Минфина сообщил, что дефолта не будет, поскольку "российская финансовая система накопила большой запас прочности". За 2006 год рубль должен укрепиться еще на 4,5 процента. По этой причине министр посоветовал гражданам хранить сбережения в российской валюте и в российских банках.
Вырастет объем госинвестиций - они за 2006 год должны составить свыше 560 миллиардов рублей. Премьер Михаил Фрадков этому заранее порадовался и подчеркнул, что правительство надеется на отдачу. Только надо строго контролировать расходование этих денег. Больше тратить на госинвестиции, по мнению Кудрина, нельзя, чтобы не раскручивать инфляцию. Расходовать Стабилизационный фонд (в 2006 году он пополнится еще на 816,6 миллиарда рублей) на экономический рост наш главный финансист считает недопустимым. Самая эффективная роль "кубышки" - погашение внешних долгов.
Накануне на пресс-конференции в Минфине А.Кудрин удивил всех сообщением, что вот уже пять лет мы по темпам экономического роста обгоняем СССР, а бюджет-2006 вообще станет уникальным бюджетом развития. В новый инвестиционный фонд закладывается почти 70 миллиардов рублей - на инфраструктурные проекты. Увеличиваются инвестиции в человеческий капитал: расходы на образование вырастут почти на треть (4,8 процента всех бюджетных трат), на здравоохранение - на две трети (3,4 процента). Однако эти статьи не могут сравниться с расходами на общегосударственные вопросы (15,2 процента). Растут траты на содержание неимоверно разросшегося по ходу административной реформы чиновничьего аппарата, законодательных, финансовых, налоговых органов.
Не секрет, что благополучие российского бюджета зависит от цен на энергоносители. Из года в год звучат призывы слезть с "нефтяной иглы", но ничего не меняется. Мало того: резервы роста за счет сырьевого сектора почти исчерпаны. В материалах правительства есть такие данные: в 2005 году прирост добычи нефти составит 3,3 процента, в 2006-м - всего 2,7, а рост экспорта "черного золота", соответственно, - 4,3 и 3,5 процента.
Аналитики также прогнозируют снижение мировых цен на нефтяном рынке в предстоящие три года (с 48 долларов за баррель до 35 - 36), что приведет к сокращению налоговых поступлений на 1,5 процента ВВП.
Как всегда, либеральное крыло правительства уповает на частные инвестиции. Но по итогам первого полугодия они сократились. Пойдет ли завтра бизнес в те сферы экономики (например, в ЖКХ, на село, в легкую промышленность и т.д.), из которых уходит государство? Частные инвесторы рисковать не любят.
По оценкам экспертов, доля бюджетных доходов от экспорта нефти, нефтепродуктов и газа сейчас составляет 55 - 60 процентов. Плюс выручка от продажи цветных и черных металлов, леса, угля. Кроме сырья, нам пока особо нечего загранице предложить. А месторождения исчерпываются, тонна нефти дается все с большим трудом. Даже благоприятная внешняя конъюнктура, двигавшая российскую экономику, перестала работать. В первом квартале 2005 года цены на нефть выросли более чем на четверть, а экономический рост замедлился с 7,6 процента до 5,2.
За счет чего же будем расти? Остается надеяться, что государство всерьез вернется в экономику. В 2006 году будет создан инвестиционный фонд размером 0,3 процента ВВП. А вместе с финансированием федеральных целевых программ инвестиционные расходы повысятся до 2,2 процента ВВП против 1,8 процента в 2005 году. Хотелось бы нам всем почувствовать разницу.
Статьи расходов федерального бюджета-2006
Общегосударственные вопросы 647,3 15,2
Национальная оборона 668,3 15,7
Национальная безопасность и
правоохранительная деятельность 540,1 12,6
Национальная экономика 337,3 7,9
Образование 206,0 4,8
Культура, кино, СМИ 50,4 1,2
Здравоохранение и спорт 145,6 3,4
Социальная политика 209,9 4,9
Межбюджетные трансферты 1427,1 33,4
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
Анна ЛОГВИНА, зав. сектором денежно-кредитной политики Центра финансово-банковских исследований:
- Сам факт появления инвестиционных проектов в 2006 году мы оцениваем, конечно же, положительно - деньги должны работать на национальную экономику, а не вкладываться в иностранные ценные бумаги. Однако тревожит, что не видно готовых к реализации проектов. У нас всегда есть опасение, что казенные средства будут или "заморожены", или разворованы.
Евгений ГАВРИЛЕНКОВ, главный экономист группы компаний "Тройка-Диалог":
- Я не вижу в проекте бюджета-2006 особых достижений, кроме создания инвестиционного фонда. Самый большой эффект сегодня дают вложения в развитие человеческого капитала, хотя отдача от них будет через поколение. У нас такие траты проходят по графе "непроцентные расходы", коррумпированное государство на это скупится. Между тем в стабильной Скандинавии (в Швеции, Дании, Финляндии), где когда-то очень серьезно вложились в здравоохранение, компьютерное образование, научные открытия, уже пожинают плоды реформ.