ОХОТНИКИ ЗА ГОЛОВАМИ

В нашей стране к хед-хантерам относятся недоверчиво. Еще бы, ведь в переводе с английского это слово означает "охотник за головами". А вот в США любой амбициозный менеджер старается всеми силами заполучить такого профи себе в друзья.

Нередко хантеров называют специалистами executive search, но это неверно. Пока специалисты executive search занимаются поиском сотрудников достаточно высокого уровня, хантеры охотятся за конкретными персонами, фамилия, имя, отчество прилагаются, которые так необходимы компании-заказчику. И даже в том случае, если известного на весь мир маркетолога Иванова ну никак не получится переманить, труд тех, кто пытался это сделать, будет хорошо оплачен. У хантеров в отличие от рекрутеров совсем другая система оплаты - часть гонорара выплачивается вне зависимости от результата, покрываются все сопутствующие издержки.
ОХОТА НА ЖИВЦА
Хедхантинг как способ заработать себе на жизнь идеально подходит тем, кто любит общаться, заводить новые знакомства. Рабочий день хантера не ограничен 8-часовыми рамками. Охота на кандитата может вестись в любое время суток, в любой день недели. Правда, хедхантер не привязан к офису. Пока менеджеры по персоналу перерывают базы данных в поисках потенциальных сотрудников, хантеры охотятся на "золотых" кандидатов в фитнес-центрах, ночных клубах и ресторанах. Хантер может специально вылететь туда, где находится кандидат, например, в головной офис в Лондоне или Нью-Йорке. И все ради разговора, который продлится всего пару часов. Добиться успеха на поприще хантинга сможет предприимчивый человек с авантюрным складом характера, ведь универсальных правил поиска специалистов высокого полета просто не существует. Здесь "не работают" стандартные рекрутерские схемы, нужен творческий подход, именно поэтому работа хантера высоко оплачивается.
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА
Единых правил работы нет, но существуют очевидные механизмы, которые структурируют процесс поиска.
Первый - это network, то есть собственная социальная сеть. У рекрутера в компании есть доступ к базе соискателей, у хедхантера - "правильные" люди, высококлассные специалисты, с которыми он находится в контакте. Те, кого в любом случае можно выгодно "продать" потенциальному заказчику. Скорее всего, они уже где-то работают на достаточно высоких позициях. Возможно, подходящая им вакансия появляется на рынке раза два в год. Между тем, даже принимая в расчет все эти "но", ясно, что именно социальная сеть - залог благополучия хедхантера и его главный рабочий инструмент.
Все дальнейшие поиски кандидата для заказчика - это фактически попытки расширить network. А если заказчик указывает на конкретного специалиста, то и здесь ресурсы социальной сети бесценны - все знают всех, а вам нужно узнать как можно больше о конкретном специалисте. Вплоть до того, где он обычно обедает и в какое время суток пребывает в наиболее благодушном настроении. Так можно организовать "случайную" встречу, переброситься парой фраз, а дальше - дело за коммуникативными способностями хедхантера. Здесь можно вести себя двояко - действовать напрямую, как это принято у американских коллег, или подойти к процессу "вербовки" более осторожно и опосредованно.
Первый вариант связан с меньшими издержками, но надо сказать, что он не всегда работает в России. Такое поведение может отпугнуть кандидата - не все привыкли к звонкам на рабочий телефон и вопросам a-la "не хотите ли вы сменить место работы?" В США на это реагируют нормально, у нас пока еще нет.
Поэтому выяснять карьерные устремления соискателя надо очень осторожно - опять-таки через социальную сеть. Нужно понять кандидата, выяснить, что он хочет, - и сделать ему предложение, от которого невозможно отказаться.
лиЧНЫЙ ОПЫТ
ЛУЧШЕ ВСЕГО ЗНАКОМИТЬСЯ В БАРЕ ИЛИ САМОЛЕТЕ
Хедхантер Даниил Постников делится секретами мастерства
Я работаю в самых разных отраслях - "окучивание" директора по маркетингу из мультинациональной FMCG-компании сменяется погоней за главным редактором издательского дома. И не простым, а таким, который смог бы усмирить буйный и самобытный творческий коллектив, выстроить четкий производственный процесс, не зажимая при этом креатива сотрудников.
Хантер - тот, кто умеет и любит общаться. Тот, кто заводит связи даже в самом, казалось бы, неподходящем, нерабочем месте. Люди повсюду. Они за соседним столиком в ресторане, они летят с вами в одном самолете, стоят в очереди в банке.
ИСТОРИЯ 1-Я
Когда передо мной стояла задача найти директора по маркетингу для российской торгово-производственной компании с окладом в $7000, я поднял все свои связи, но по тем или иным причинам кандидаты не были настроены на быструю смену работы. Для меня же временной фактор играл первостепенное значение. В итоге маркетолог был все-таки успешно найден. Им оказался... мой сосед за столиком модного кафе в самом центре Москвы. Разговорившись с ним, я выяснил, что он маркетолог, которому наскучила работа в FMCG-компании, где он успешно трудится вот уже пару лет. При ближайшем рассмотрении оказалось, что он соответствует всем требованиям позиции. В результате вакансия была закрыта благодаря методу спонтанного наращивания связей!
ИСТОРИЯ 2-Я
Поиск главного редактора в популярный журнал о досуге и развлечениях оказался очень непростым занятием. На тот момент я не был хорошо знаком с медиарынком, не мог похвастаться налаженными связями. Совершенно случайно познакомился с девушкой, которая в общих чертах объяснила, "как выглядит" тот, кого нужно найти. Оказалось, что успешный кандидат должен сочетать несочетаемое. Охотиться предстояло на мужчину или очень напористую и авторитарную женщину, жесткого лидера с творческим началом. Нетривиальная задача, согласитесь, но она была решена на тот момент успешно. Правда, любопытная деталь - редактор с прошлым руководителя достаточно провокационного и интересного издания уже приезжал на собеседование к моему нынешнему заказчику некоторое время назад. Они не сошлись характерами при первой встрече, зато сейчас дежавю удалось.
Здесь меня опять выручили связи. Они помогли быстро "проникнуть" в отрасль, понять, что к чему. Сложно переоценить и значение инсайдерской информации - человек, работающий на заказчика, коротко и ясно объяснил, почему так долго не могут найти главного редактора. И уже с учетом этой информации подыскать талантливого специалиста с подходящими личными качествами было совсем не сложно.