Главная Культура 00:16 19 Августа 2014 2361
Один в поле воин

Накануне 80-летия Музея архитектуры корреспондент «Труда» поговорил с его директором Ириной Коробьиной

Елена Широян

Москва продолжает строиться, но в погоне за новизной и современностью нередко разрушается уже нажитое. Сухарева башня, Красные ворота, Вознесенский монастырь в Кремле, десятки московских церквей сейчас можно увидеть разве что на редких фотографиях. Сохранение наследия — один из приоритетов Музея архитектуры имени А.В. Щусева, который в эти дни празднует свое 80-летие. Сейчас в центре его внимания — выдающийся памятник советского авангарда, дом Константина Мельникова, вокруг которого разразился очередной скандал: внучка великого зодчего Екатерина Каринская не позволяет сотрудникам музея приступить к его музеефикации. Лед тронулся лишь на прошлой неделе...

— Сегодня мы часто слышим об утраченных памятниках архитектуры, многие по-прежнему в опасности, один из таких — многострадальный дом архитектора Константина Мельникова. Какую роль сегодня играет Музей архитектуры в спасении наследия?

— Музей не прекращает битву. Вспомним кампанию по спасению Шуховской башни и нашу идею создать музейный кластер на Шаболовке, борьбу за памятники конструктивизма в Самаре и других городах. Важной победой стало решение Минкультуры передать нам Дом Мельникова, памятник федерального уровня. К юбилею Музея архитектуры мы хотели открыть его филиал — музей Константина и Виктора Мельниковых, который бы объединял Дом Мельникова и расположенную в пешей доступности экспозицию на Воздвиженке. Но из-за сопротивления одной из внучек великого зодчего мы до сих пор не можем начать работу по созданию этого музея. Правда, мы не теряем оптимизма.

— В советские годы Музей архитектуры славился как спаситель многих памятников — и зодчества, и скульптуры.

— В 1930-е годы его сотрудники героически успевали обмерять сооружения в Москве, обреченные на разрушение, и вывозить в музей наиболее ценные фрагменты. Так на территории Донского монастыря, который и сам был спасен музеем от сноса, возник целый лапидарий. Когда Сухарева башня была приговорена, дали всего пять суток — нереальный срок, чтобы сделать все обмерные чертежи. Но их сделали! Они хранятся у нас в фондах, как и уцелевшие фрагменты Красных ворот, детали убранства разрушенных московских храмов Успения на Покровке и Николы в Столпах, многое другое. Особая история — Триумфальные ворота в честь победы над Наполеоном, возведенные зодчим Бове у Тверской заставы (ныне это площадь Белорусского вокзала). В 1936 году их велели снести. Большими усилиями сотрудники музея добились решения не рушить ворота чугунной бабой, а разобрать. Все было тщательно демонтировано, и все скульптурные группы перемещены в Донской монастырь. Благодаря этому Триумфальную арку, воссозданную в 1960-е годы на Кутузовском проспекте, украшают родные скульптуры — воины, Ника на победной колеснице. Но все горельефы там — копии, оригиналы же находятся у нас в музее.

Мы их реставрируем, а недавно на средства Минкультуры соорудили специальную структуру для демонстрации этих фрагментов под открытым небом. Усадебный двор, раньше служивший парковкой, преобразован в Скульптурный дворик, вместивший уникальные произведения городской и садово-парковой скульптуры, начиная с каменных львов и вазонов из подмосковных усадеб. В центре – стеллаж с фрагментами чугунного литья Триумфальной арки: там подлинные горельефы «Изгнание галлов» и «Освобожденная Москва», барельефы с гербами Москвы, Петербурга, Владимира и других городов. Скульптурный дворик будет играть роль фойе у главного входа в музей, откуда зритель сможет попасть на разные выставочные площадки, будь то Аптекарский приказ или флигель «Руина».

— Удивительно, что наш музей — первый архитектурный в мире!

— Дискуссия о создании подобного музея велась во всем мире с XIX века. Но и Музей Баухауса в Дессау, и Музей архитектуры во Франкфурте, центры архитектуры и наследия в Париже и Монреале возникли уже после московского. Эти музеи играют стратегически важную роль в своих странах, ведь именно через архитектуру транслируется национальная идентичность. И наш музей — как Лувр, только в области архитектуры.

Круче в мире нет! Алексей Щусев создавал музей, адресованный не только ученым и направленный не только в прошлое. Он считал, что такой музей должен быть обращен ко всем, ведь архитектура — это искусство организации жизненного пространства. От уровня архитектурной культуры населения во многом зависит наш с вами стиль и образ жизни.

— В 1991 году было принято решение вернуть Донской монастырь РПЦ. Говоря о судьбе Музея архитектуры, невольно думаешь об аналогии с Италией, где нередко монастырские комплексы преобразуются в музеи. У нас — обратная ситуация. А что взамен? Ваш музей до сих пор не получил помещений вместо тех, которые потерял, вынужденно покинув Донской монастырь?

— Увы, нет. Огромное количество экспонатов срочно перевезли на Воздвиженку. Здесь и без того было тесно, комплекс усадьбы Талызиных к тому времени обветшал и ждал ремонта. И вдруг — авральный переезд из Донского. Ремонт стал невозможен, выделенные деньги обесценились: Более 20 лет музей существовал в экстремальных условиях, и лишь прошлый год стал переломным. Но утраченные площади до сих пор никто не компенсировал. Недавно я встречалась с настоятелем Донского монастыря владыкой Парамоном, и ему понравилась идея создания на территории монастыря музейной площадки под открытым небом. Не только для верующих, но для всех, кому интересна история.

Однако некрополь в Донском уже не в ведении Музея архитектуры – сейчас надгробия хранит монастырь. Нашими там остались горельефы храма Христа Спасителя, но они вмонтированы в стену монастыря. Конечно, никто их не будет выламывать, чтобы не разрушать стены. Там же остаются памятник Екатерине Великой, созданный скульптором Демут-Малиновским, а садово-парковую скульптуру мы вывозим на Воздвиженку. Под сводами «Руины» будут экспонированы белокаменные изваяния, более четверти века изъятые из культурного оборота.

— Что является наиболее ценным в собрании музея?

— Сердце коллекции — архитектурная графика мастеров советского авангарда и 1930-1950-х годов. Гигантские листы, хранящие проекты Дворца Советов, московского метро и «семи сестер» — высоток. Их часто просят на зарубежные выставки. Также у нас дивные модели и макеты, прежде всего модель Большого Кремлевского дворца, созданная Баженовым. Это самая гигантская модель в мире — она требует площади минимум в 500 кв. м, там можно гулять! Вот почему мы не можем показать ее целиком. Есть в миниатюре и другие знаменитые здания — храмы, колокольни, — и проекты великих зодчих ХХ века: Бориса Иофана, конструктивистов, например Ивана Леонидова. Есть авторские модели скульптуры для метро и для зала Чайковского, первый вариант статуи «Рабочий и колхозница», пролепленный самой Верой Мухиной. Еще у нас фантастическая коллекция белокаменной скульптуры, среди авторов — Мартос, Гудон, Витали. Все это хранилось заколоченным в ящики со времен переезда из Донского монастыря. Многое из фондов мы выставляем впервые после долгого перерыва, стремясь максимально использовать музейные пространства. Так, отдали внутреннюю, прежде закрытую часть Анфилады в Главном здании усадьбы Талызиных под постоянную экспозицию великих проектов российских зодчих, опередивших свое время.

Тем временем

Дом Мельникова: музей или жилище?

Напомним: около года назад решением Минкультуры РФ Музею архитектуры передан Дом Мельникова. Тем самым начато исполнение завещания сына зодчего, живописца Виктора Мельникова, который желал превратить отчий дом в музей и весь его, вплоть до последних мелочей обстановки, передал России.

Однако сотрудников музея буквально не пускали на порог здания, находящегося в их ведении: этому противилась внучка зодчего, Екатерина Каринская, там проживающая.

Недавно туда почти чудом удалось проникнуть заместителю директора Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых Елизавете Лихачевой. Каринская сразу обвинила Музей архитектуры в захвате собственности, добавив, что Лихачева поменяла личинки замков, хотя и замки трогать нельзя – достояние истории, раритет!

Вечером того же дня в дом удалось вернуться и самой Каринской — как говорят, перепрыгнув через забор с подкреплением из 30 человек. Но эти истории больше походят на сюжет криминального сериала. Важнее другое: ремонт, проводящийся в здании, ни с кем не согласован и может нанести вред памятнику, требующему научной реставрации.

«Очевидцы говорят, что Каринская устраивает в доме платные экскурсии, распоряжается мемориальной обстановкой, позволяя выносить ее из памятника архитектуры для участия в сомнительных выставках, — комментирует ситуацию Елизавета Лихачева. — Не раз дом сдавался в аренду для проведения киносъемок, а значит, туда входили большие группы людей с возгораемой аппаратурой. Но главное и самое опасное – не согласованные со специалистами ремонтные работы, которые продиктованы потребностями семьи, повторяю, живущей там незаконно, и грубо нарушают законодательство об охране памятников. Екатерина Каринская выступает против научной реставрации и создания музея и остается на тропе войны: она отвергает мировое соглашение, подписанное Росимуществом по доверенности от Правительства России, одобренное Министерством культуры. Зато «исполнительница завещания» пытается отсудить еще и исключительные авторские права на творческое наследие Константина Мельникова. Поэтому мнение музея твердое: Каринская должна выехать из дома, мы даже готовы хлопотать о выделении ей жилья в качестве компенсации ее обязательной доли наследства. А мы из дома не уйдем и продолжим работу по его музеефикации. Хотим, чтобы музей открылся в назначенный срок — в конце октября. Надеемся, что мы переломим эту ситуацию и шедевр авангарда будет доступен публике».

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 23141
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5504
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5383
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Культура 20:01 / 18 Октября 2025 3871
Американец гадит

«Американец» - так будет называться криминальный сериал, действие которого происходит в 1949 году

Труд
В Фильме снимаются Антон Шагин и Любовь Константинова. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Думал ли наш зритель, когда с упоением смотрел «Место встречи изменить нельзя», что пару десятков лет спустя производители сериалов один за другим начнут штамповать кино о борьбе с послевоенным бандитизмом? «Крик совы»,...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?