ЧЕРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ УРАЛА

События, происходившие 13 августа на заводе "Уралхиммаш", еще раз явили нам пример современного "черного передела". Благодаря телевидению вся страна смогла увидеть побоище с разбиванием голов под аккомпанемент бешеного рева, перестук дубинок и, как водится, оголтелый мат. Схлестнулись две группы собственников индустриального гиганта.

Противоборство продолжалось около 6 часов. Примерно в 16 часов на предприятие прибыл известный на Урале предприниматель Павел Федулев с судебными приставами и группой молодцов силовой поддержки. Имея на руках решение Кировского райсуда Екатеринбурга, которым руководство завода лишается полномочий, Федулев потребовал освободить здание заводоуправления для него и его людей.
Команда ворвалась внутрь и стала занимать кабинеты. Однако их обитатели не собирались сдаваться. Около двух десятков "окопались" на третьем этаже. Намеренно или случайно начало боевых действий совпало с концом смены. По заводскому радио прозвучало обращение к работникам с просьбой не расходиться, и они начали скапливаться на площади перед блоком административных корпусов. Довольно быстро их собралось там около тысячи.
Время от времени осажденные высовывались из окон и кричали что-то вроде: "Ломают двери! Мы держимся!" Автовышка подняла к окнам подкрепление. Вместе с ним были журналисты и невесть как оказавшийся там, не имевший вроде никакого отношения к заводу небезызвестный скандальный политик Антон Баков, один из руководителей так называемого общественно-политического движения "Май".
Дальше пошла полная неразбериха. Штурмующая сторона предприняла газовую атаку, потом в ход пошли огнетушители, заливавшие все вокруг пеной. До и после "генерального сражения" то и дело вспыхивали локальные стычки. Особенно живописно выглядел момент вышвыривания из кресла гендиректора Павла Федулева, который настырно пытался туда усесться. Милиция все это время держала строгий нейтралитет.
Ближе к ночи безобразия прекратил мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий. Он прибыл на место с дополнительными милицейскими силами, зашел в здание и заявил, что не выйдет из него, пока в нем будет хоть один из противоборцев. Толпа у входа расступилась, и по живому коридору парами, "один наш, один не наш", как приказал кто-то из режиссирующих, противники отправились восвояси. Нестандартный способ эвакуации оказался самым верным: все вышли целыми.
Происшедшее стало кульминационным моментом противостояния, длившегося более месяца. Начать, однако, надо задолго до этого - с того времени, когда Павел Федулев через контролируемые им фирмы начал активно скупать акции предприятия. Почуяв неладное, владельцы крупных пакетов, вдохновляемые генеральным директором завода Алексеем Глотовым, занялись тем же. Акции резко подскочили в цене. К минувшему августу обе стороны скопили у себя большое их количество. Сколько именно -никто не знает. Каждая из сторон сейчас утверждает, что именно у нее более 50 процентов.
11 августа прошло собрание акционеров, избравшее новый совет директоров и нового гендиректора Андрея Вихарева - бывшего директора вполне солидного института "Уралгипротяжмаш", ставленника Федулева. Он со своей командой при поддержке бойцов федулевской личной охраны тут же силой захватил заводоуправление. Но ненадолго - вечером того же дня милиция выдворила новых хозяев из здания...
4 сентября состоялось уже два собрания акционеров. Одно подтвердило полномочия Алексея Глотова, второе - Андрея Вихарева. Последний со своей командой занял один из корпусов административного блока и заперся там под охраной федулевских бойцов. Они так и просидели там вплоть до событий 13 сентября. Ситуация создалась абсурдная, но типичная для последнего времени - на одном заводе два совета директоров и два генеральных директора.
Областной арбитражный суд запретил Вихареву осуществление какой-либо деятельности на предприятии. Вместе с тем Чкаловский райсуд запретил уже Глотову "препятствовать нахождению Вихарева" на заводе. Затем Кировский райсуд лишил Глотова его полномочий. Почему Кировский - совершенно непонятно, ведь Уралхиммаш находится в Чкаловском районе. Размахивая последним решением, Федулев и двинулся на штурм здания. Вышеозначенная катавасия судебных решений, по мнению мэра Аркадия Чернецкого, во многом и спровоцировала беспорядки. Тут в какой-то степени можно понять обе конфликтующие стороны: обе они располагают судебными постановлениями, каждая в свою пользу.
Кроме прочего: что это у нас за закон такой? Согласно ему, для кворума достаточно присутствия на собрании держателей 30 процентов акций. Это условие было соблюдено на обоих собраниях 4 сентября. Какое из них легитимнее?
Мэр на свой встрече с Глотовым и Федулевым предложил созвать новое собрание акционеров, где бы присутствовали обе стороны при участии независимых посредников. Сам Аркадий Чернецкий взял на себя роль гаранта справедливого разрешения конфликта. Стороны согласились с таким вариантом. Что ж, может, это и впрямь лучший выход.
Никто из представителей областной администрации в ситуацию вмешиваться не стал - мол, с беспорядками пусть разбираются правоохранительные органы. Они отреагировали на столкновение возбуждением уголовного дела по факту "хулиганских действий, совершенных группой лиц с применением оружия". На месте происшествия в последние дни недели работали следственно-оперативные группы милиции и ФСБ. Обнаружены пулевые пробоины в потолке и гильзы.
Интересно, что лидер одной из противоборствующих сторон Павел Федулев ныне находится под следствием. Не похоже, чтобы его это очень заботило, куда сильнее его стремление присоединить к группе своих предприятий еще и "Уралхиммаш" - крупный и весьма перспективный завод. Сейчас он наращивает объемы, портфель заказов полон. В последние месяцы обе стороны изо всех сил стремились привлечь к себе симпатии коллектива. И это не прошло бесследно - в нем наметился раскол. А если и рабочие пойдут "стенка на стенку"? В день, когда пишутся эти строки, предприятие работает нормально, если не считать, что в заводоуправлении никого нет: оно попросту закрыто. Обе "легитимные" руководящие команды заняты подготовкой к грядущему, какому уж по счету, собранию акционеров.