"БЕНЗИНОВЫЙ ПИСТОЛЕТ" ДЕРЖИТ ЭКОНОМИКУ НА МУШКЕ

Ценовые прогнозы в России - штука весьма опасная. Всего пару недель назад газеты (в том числе

Ценовые прогнозы в России - штука весьма опасная. Всего пару недель назад газеты (в том числе "Труд") написали, что "пошедшие в рост" цены на бензин в конце концов непременно дойдут до 7,5-8 рублей за литр наиболее "народного" А-92. В результате в минувшие выходные на некоторых московских бензоколонках появились ценники - 7,80, а уж 7,60-7,70 висят повсеместно. Не исключаю, что столь быстрый рост цен был отчасти спровоцирован этими самыми предсказаниями. Теперь эксперты по бензиновому рынку прогнозируют новую ценовую планку - 8,50-9 рублей за литр бензина А-92. Поскольку цифра уже обнародована, долго ждать не придется. В Татарстане, Владимире, Новосибирске, Томске, Туле, Хакасии и многих других регионах страны стоимость одного литра А-92 уже перевалила за отметку 8 рублей.
Нарастает и дефицит нефтепродуктов. По данным Российского топливного союза, в 16 регионах страны дефицит бензина достиг 25-50 процентов. Например, в Ярославской и Самарской областях бензин А-92 и А-95 отсутствует на трети автозаправок, в Саратовской области - на половине АЗС. В результате в Москве, имеющей семидневный переходящий запас бензина (вполне достаточный при нормальной ситуации в целом по стране), уже все чаще появляются иногородние бензовозы в поисках относительно дешевого столичного топлива. Если поток их будет нарастать, московским автовладельцам тоже придется туго. Тем более что прогнозы специалистов Минэнерго, отслеживающих ситуацию в целом по стране, неутешительны: общий дефицит бензина в третьем квартале оценивается в один миллион тонн.
Почему, откуда в избыточно нефтедобывающей стране дефицит нефтепродуктов?
"Нет нефти!" - утверждают руководители нефтеперерабатывающих заводов. Им можно верить: за первые восемь месяцев нынешнего года в погоне за нефтедолларами нефтяные компании вывезли из страны 93 млн. тонн вместо запланированных 84 млн. тонн. Вывезли бы и больше, но, во-первых, ограничивают возможности "экспортной трубы". Во-вторых, как и в прошлом году, правительство установило (вопреки рекомендациям МВФ) для нефтедобытчиков так называемые "балансовые задания" на снабжение сырьем отечественных НПЗ. Невыполнение заданий грозит отлучением от экспортной трубы - то есть потерей экспортных доходов.
На прошлой неделе сюда добавилось и увеличение экспортной пошлины на нефть: с 20 до 25 евро за тонну. Но эта мера имеет больше фискальный характер, то есть нефтяникам просто предложили активнее поделиться сверхдоходами с государством. По оценкам экспертов, только дополнительная прибыль бюджета от высоких цен на нефть составит до конца года около 2,5 млрд. долл. Всего же по итогам года нефтяники перечислят в бюджет порядка 8-9 млрд. долларов.
Нам с вами от этого если и станет чуть-чуть легче, то потом, когда (и если) эти дополнительные доходы бюджета превратятся в пенсии, стипендии, пособия и т.д. А платить за бензин приходится уже сейчас.
Чего ждать в ближайшем будущем? Министр экономического развития и торговли Герман Греф считает, что "рост цен на бензин в российских регионах носит сезонный характер и прекратится к концу октября". Прогноз, мягко говоря, неутешительный, означающий, что нынешняя свистопляска с ростом цен и дефицитом топлива продлится еще почти полтора месяца. Эксперты Российского топливного союза считают, что цены на бензин в конце концов замрут у отметки 9-10 рублей за литр А-92, ибо эта цифра является "порогом платежеспособного спроса". По мнению вице-президента нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" Леонида Федуна, 9-10 рублей за литр бензина, или 30-35 центов, - "это экономически обоснованная цена, которая реально отражает затраты на добычу нефти и тот объем налогов, который входит в стоимость нефти и нефтепродуктов". При этом, напоминает Л.Федун, около 50 процентов в цене нефтепродуктов составляют федеральные и местные налоги. Кстати на Западе сейчас власти рассматривают возможность снижения налогов на нефтяной бизнес - с условием, что в ответ нефтепромышленники снизят цены на бензин. Может быть, и нам пора подумать о том же самом? Причем именно сейчас, пока еще не "полыхнуло".
Ведь уже завтрашняя российская действительность может оказаться значительно мрачнее процитированных прогнозов. Хотя бы потому, что повышение цен на нефтепродукты тут же оборачивается ростом тарифов на любые грузоперевозки, и эти затраты немедленно включаются в цену абсолютно всех товаров и услуг. Да и автовладелец нынче в стране иной, не тот, что прежде. Для очень многих потребителей стремительно дорожающего А-92 автомобиль уже превратился из средства личного передвижения в инструмент личного бизнеса: начиная от перевозки дачного урожая (с последующей его реализацией) и кончая частным извозом. Будьте уверены: эти люди тоже постараются скомпенсировать рост цен на горючее прибавкой к цене за свою продукцию или услуги. Чтобы иметь возможность купить еще более подорожавший бензин и снова заложить в цену новые дополнительные расходы. В конечном итоге спрогнозированный экспертами Российского топливного союза "ценовой порог" на бензин может быть поднят и выше 10 рублей за литр А-92.
А в стране и без того в ближайшее время ожидается повышение цен на большинство товаров массового спроса. Как утверждается в докладе Минфина РФ об итогах исполнения бюджета в первом полугодии 2000 года, в настоящее время "накоплен разрыв между ценами промышленности и потребительского рынка". Разрыв этот не в нашу пользу: если рост цен на промышленную продукцию составил за полугодие аж 17 процентов, то потребительские цены за тот же период выросли всего на 9,5 процента. То есть цены в магазинах будут "догонять" заводские. А поскольку в последнее время отечественной промышленности тоже приходится несладко (растут тарифы на электроэнергию, железнодорожные перевозки и т.д.), в Минфине прогнозируют до конца года дополнительное "ускорение роста цен на промышленную продукцию, которое, в свою очередь, вызовет рост цен на потребительские товары".
Конечно, в сравнении, допустим, с Великобританией, где в супермаркетах ограничивают продажу хлеба одной булкой в одни руки (в пекарни не поступает мука), а морги переполнены покойниками, которых не на чем хоронить (катафалки стоят без бензина), мы сегодня просто "кучеряво живем". Но в Европе бензиновый кризис уже идет на убыль. А у нас, похоже, лишь начинается.
Тем более что уже через три месяца, с нового года, в стране будут введены новые, более высокие акцизы на нефтепродукты...