ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ВЗЛЕТ

Осенью 1942 года, когда гитлеровцы предприняли решительный штурм Сталинграда, в небе над городом появились новые краснозвездные истребители. На что они способны, убедились фашисты в первых же воздушных боях. Новоселы неба атаковали их при малейшей возможности, продолжая дуэли с "мессершмиттами", даже имея пробоины.

Как и принято в авиации, называлась новинка "Ла-5" - сокращенно от фамилии руководителя конструкторского бюро Семена Алексеевича Лавочкина.
...Окончив с золотой медалью Курскую гимназию, Семен неожиданно пошел не по стопам своего отца-учителя, а после службы в армии поступил в Московское высшее техническое училище. Выбрал специальность аэродинамика - многие в двадцатые годы были одержимы мечтой об авиации. Именно этот выбор определил его дальнейшую судьбу.
Ему везло: лекции в училище читал сам отец русской авиации Н.Е. Жуковский, преддипломную практику он проходил в туполевском КБ, где как раз в это время начиналось производство первого советского бомбардировщика ТБ-1. А после окончания работал вместе с несколькими авторитетными в те годы конструкторами.
Первый образец "своего" истребителя он создавал еще перед войной совместно со сверстниками Владимиром Горбуновым и Михаилом Гудковым - ЛаГГ-3, вслед за ним был создан Ла-5.
Новый самолет практически родился уже в тяжелейших условиях начального периода войны, которая разбросала соавторов-конструкторов по разным эвакуированным предприятиям. Лавочкин в конце концов сделал истребитель, положивший конец превосходству немцев в воздухе.
- Во многих деталях Ла-5, - рассказывает военпред И.П. Лебедев, участвовавший в его фронтовых испытаниях, была применена так называемая дельта-древесина - пласты березы или сосны, склеенные прочнейшими синтетическими смолами. Материал этот не уступал по крепости металлу, был практически невозгораем. Это оказалось крайне важным ввиду оккупации немцами Запорожского и Волховского алюминиевых заводов. Затем был сконструирован более эффективный Ла-7.
В годы Великой Отечественной войны каждый третий истребитель на фронте носил имя Лавочкина.
Но еще в военные годы ведущие авиаконструкторы убедились: резервы увеличения скорости винтомоторных машин исчерпаны. И уже тогда были предприняты попытки использовать реактивную тягу. По-настоящему эта работа развернулась лишь после Победы. Первым массовым реактивным истребителем в отечественных ВВС стал МиГ-15 конструкции Микояна и Гуревича. Но сумел сказать свое слово и Лавочкин: он предложил использовать стреловидные крылья, что явилось новым словом в авиастроении. На реактивном истребителе Ла-176 нашими авиаторами в конце 1948 года был достигнут звуковой барьер...
В 1950 году КБ Лавочкина меняет специализацию. Ему поручают конструировать беспилотные системы ПВО для защиты крупных городов от налетов американских "летающих крепостей" - вероятного, как говорили тогда, противника. Причем систему, указывалось в задании, непреодолимую. Об этом периоде работы коллектива Лавочкина мало что известно. Почему?
- Причина одна - строжайшая секретность, - объяснял мне один из разработчиков системы Геннадий Легасов. - О том, что проектируется ракета, способная поразить летающий объект в стратосфере, не знали даже в Министерстве обороны.
Задание было выполнено на "отлично": на испытаниях системы С-25 "Беркут" ни одной из двух десятков запущенных целей не удалось увернуться от первой отечественной зенитной ракеты.
В настоящее время НПО им. С.А. Лавочкина является одним из лидеров в разработке и создании автоматических космических средств для исследования планет Солнечной системы, Земли и околоземного пространства, а также астрофизических исследований. Кроме того, ведутся работы по созданию информационных космических систем и разгонных блоков "Фрегат". Первые два запуска РБ "Фрегата" состоялись 9 февраля и 20 марта 2000 года. При запусках 16 июля и 9 августа на орбиту были выведены 4 космических аппарата "Кластер", разработанных и изготовленных Европейским космическим агентством.
Фирма достойно поддерживает традиции своего основателя.