По сложившейся традиции, Шестой международный конкурс струнных квартетов имени Шостаковича должен был бы состояться в 2002 году - через три года после предыдущего соревнования. Нарушить периодичность побудила устроителей круглая дата - 95-летие со дня рождения великого композитора в нынешнем сентябре.
- Наш конкурс входит в число четырех самых авторитетных состязаний струнных ансамблей (два других проводятся в Великобритании и еще одно - в Австралии), - сказал на встрече с журналистами автор идеи и бессменный председатель жюри, многолетний солист-виолончелист Государственного квартета имени Бородина, народный артист России Валентин Берлинский. - Уже сейчас в разных странах заметно возросло число ансамблей, исполняющих музыку Шостаковича, других выдающихся русских композиторов - Танеева, Глазунова, Мясковского. В этом нельзя не усмотреть влияния конкурса.
Состязание пройдет в зале имени Чайковского при поддержке Министерства культуры, Московской филармонии и других организаций. По решению устроителей, вход публики на все прослушивания - свободный. Подведение итогов состоится 25 сентября - в день рождения Шостаковича.
А сегодня в главном зале столичной филармонии пройдет торжественный концерт открытия конкурса. Для него "припасли" несколько малоизвестных сочинений современного классика. Российской премьерой станет и исполнение семи обработок финских народных песен для сопрано, тенора и инструментального ансамбля. Совсем недавно эта вокально-инструментальная сюита впервые прозвучала на фестивале в Финляндии и, надо сказать, наделала там немало шума. Дело не только в художественных достоинствах сочинения. Несколько неожиданно премьера обрела... политическое измерение. Кто-то из финских журналистов вдруг объявил, что музыка эта была написана Шостаковичем в связи с начатой Советским Союзом войной против северного соседа и предназначалась для праздничных акций в виду ожидаемой скорой победы Красной Армии.
С такой трактовкой сочинения решительно не согласны вдова композитора Ирина Шостакович и президент общества любителей музыки Шостаковича Манашир Якубов. Да, признают они, сюита закончена 3 декабря 1939 года - через четыре дня после начала военных действий. Но ясно, что заказ от Ленинградского военного округа композитор получил значительно раньше, и, даже если заказчики мыслили сюиту как часть будущего победного ритуала, сам композитор об этом, разумеется, ничего не знал. Во всяком случае, обработки его выдержаны в лирическом, шуточном, балладном ключе и совершенно лишены парадной помпезности. Понятное дело, ни в каких триумфальных радениях они не могли быть использованы... Так очередная попытка "поменять знак" в оценке творческой личности Шостаковича (сколько уже их было!), обвинить великого гуманиста в шовинизме потерпела неудачу.