С ВИДУ ГРОЗЕН...

Обсуждение нового проекта КЗоТа продолжается в российской прессе. Правительство, работодатели и профсоюзы пытаются выработать устраивающий всех вариант. Чтобы разобраться в том, насколько легко удается находить общий язык в рамках трехсторонней комиссии, мы встретились с председателем ЦК профсоюза работников агропромышленного комплекса, депутатом Госдумы, кандидатом экономических наук Александром ДАВЫДОВЫМ.

- Депутаты Госдумы скоро вновь вернутся к проекту нового Трудового кодекса. В недавнем интервью министр труда России Александр Починок заявил, что противоречия между правительством и профсоюзами урегулированы. Вы действительно пришли к согласию?
- На мой взгляд, заявление министра неоправданно оптимистично. Многие трудящиеся давно разуверились в справедливости. От работодателя, как получается, теперь и впредь во многом будет зависеть, "жить или не жить".
Некоторые депутаты, и я в их числе, не согласны с компромиссным вариантом кодекса, который снижает гарантии работникам и профактивистам выборных профсоюзных коллегиальных органов. Нашим профорганам на местах ежедневно приходится сталкиваться с явной несправедливостью при увольнении, по оплате и условиям труда, рабочему времени и т.д.
Разве это справедливо: сейчас только профсоюзы, да и то далеко не все, оказывают правовую помощь своим членам бесплатно. Нанять адвоката, защищать трудовые, жилищные или имущественные права простому россиянину стало не по карману, а Минюст РФ, да и правительство молчат... Да и руководство ФНПР откровенно прошляпило многие новые проблемы трудового законодательства. Вот почему я как депутат Госдумы решительно выступаю за то, чтобы при проведении крупномасштабной судебной реформы "не выбросили" вновь заботы, нужды и тревоги людей труда.
- Вы представляете интересы людей, занятых в агропромышленном комплексе. По вашим данным, часто ли работодатели нарушают права тех, кто у них трудится?
- Отдельные руководители вознамерились "рулить" вообще без оппонентов и особенно без профорганизации, другие окружили себя родственниками и глашатаями, без удержу критикуют "верхи", а сами палец о палец не ударяют, чтобы исправить положение к лучшему, вселить уверенность работающим в их праве на достойную жизнь.
Но наши и ряд других профсоюзных комитетов плодотворно взаимодействуют и с многочисленной группой работодателей старой и новой волны, для которых интересы и благополучие людей - не на втором плане. Именно опираясь на их опыт, наши работники и активисты доказательно убеждают других руководителей, что без должной экономической демократии на предприятии не может быть подлинной политической демократии в обществе. И что бы ни декларировали политики, властные чиновники и СМИ о демократических принципах, люди им не поверят, если у них в поселке или на предприятии творится беспредел, а дела вершат криминальные группировки.
- Если сравнить нынешние профсоюзы с канувшим в Лету ВЦСПС, - статус профессиональных союзов сильно изменился? Стали ли профсоюзы более влиятельными?
- Статус, пожалуй, изменился. Многое зависит от руководителей отраслевых и региональных профсоюзов - как они себя "ставят" в отношениях с главой области или предприятия. Но в целом руководство ФНПР потеряло политический вес. В условиях неумного реформирования экономики произошла резкая поляризация доходов, одни накопили чрезмерное богатство, а другие скатились за грань нищеты. Более того, правительство и Минтруд сознательно отказались от регулирования ценообразования и заработной платы. Многие профсоюзы стали "карманными". Далеко за примерами ходить не надо. Руководство ФНПР практически монополизировало переговоры с работодателями и правительством. Часто допускаются немыслимые уступки вопреки интересам трудящихся. ФНПР называют "беззубым тигром", который с виду грозный, а на деле - котенок.
- А насколько, на ваш взгляд, высока результативность работы в рамках трехсторонней комиссии?
- Прежде всего хочу подчеркнуть, что этот институт социального партнерства пришел к нам с Запада. В трехсторонней комиссии участвуют все основные альтернативные профсоюзы и общероссийские отраслевые профобъединения. Об эффективности работы этой комиссии говорить пока рано, так как не остановлен до конца экономический кризис, налицо бедность и даже нищета десятков миллионов россиян.
Что касается нашего профобъединения, то мы успешно сотрудничаем и договариваемся с общероссийскими органами управления и агропромсоюзом. Аналогично поступают и территориальные комитеты. Конечно, существенно на перелом ситуации к лучшему повлиять до конца не удается, но это нужно делать.
По оценке независимых экспертов, россияне потеряли более 50 конституционных и законодательных гарантий (право на труд, жилье, бесплатное образование и медобслуживание, обязательное распределение выпускников, дешевое жилье и транспорт и т.д.). В нынешнее время профсоюзы просто обязаны стоять на стороне людей труда, неустанно отстаивать их жизненно важные интересы.
- При разделе имущества ВЦСПС большая часть его досталась ФНПР. По вашему мнению- справедливо?
- Действительно, после долгих дискуссий, споров, судебных разбирательств профсоюзам все же удалось сохранить значительную часть собственности - это туристские базы, спортсооружения, санаторно-оздоровительные учреждения, учебные центры и др. К сожалению, многие из этих организаций действуют неэффективно, члены профсоюза, да и отраслевые объединения практически ничего не получают от эксплуатации этой собственности.
По моему депутатскому запросу, руководство ФНПР вынуждено было высветить многие негативные моменты в этом важном деле. Только в последнее время наметилась линия на прозрачность деятельности этих объектов и менеджеров, которые управляют профсоюзной собственностью. Серьезные упущения и теневой фон нужно срочно искоренять в интересах членов профсоюза и членских организаций, входящих в ФНПР.
- Как вы оцениваете участие лидера белорусских профсоюзов в президентских вы-борах?
- Моя оценка однозначно отрицательная. Уж слишком сурова современная реальность, когда руками массовых общественных организаций Запад пытается сместить неугодную ему власть. К этому вопросу, как правило, подключается МКСП (Международная конфедерация свободных профсоюзов). А опыт у них уже имеется. Всем памятны события с польской "Солидарностью", с их лидером Лехом Валенсой. Кстати, руководитель ФНПР Шмаков поддержал своего белорусского коллегу Гончарика, вступившего в избирательную борьбу с Александром Лукашенко - президентом нашего верного союзника - Белоруссии. Гончарика поддержало и прозападное МКСП. На мой взгляд, такая компания не делает чести Шмакову, который должен защищать интересы россиян, а не играть в политические игры.
- Какую позицию вы займете на грядущем в ноябре съезде ФНПР?
- Мы считаем, что нынешнее руководство не способно возродить профсоюзное движение, придать ему новый импульс, и собираемся выступить против нынешнего лидера ФНПР Михаила Шмакова. Я готовлю доклад, в котором излагаю нашу программу реформирования ФНПР...