УДАР "КОСМИЧЕСКОЙ МОЛНИИ"

Трагедия, происшедшая 12 августа 2000 года с самой современной подводной лодкой "Курск" (К-141), не дает нам покоя. Лодка обладала уникальной живучестью, что было предусмотрено многочисленными конструктивными находками, в частности, использованием двойного корпуса. Однако этого оказалось мало, чтобы предотвратить катастрофу.

Лодка, которая имела толщину внешнего корпуса 10 сантиметров, шла на перископной глубине 10-18 метров, поэтому самой вероятной причиной катастрофы было вначале признано столкновение с надводным кораблем. Однако после тщательных исследований появилась версия о столкновении с другой подводной лодкой. Действительно, на расстоянии 5 миль находилась американская лодка "Мемфис", которая одной из первых зарегистрировала два таинственных взрыва с интервалом в 2 минуты 15 секунд. Но доказать ее причастность к катастрофе не удалось. Да и некоторые геофизические данные противоречат названным версиям. Во-первых, никакое столкновение кораблей не может вызвать сейсмического сигнала (его зафиксировали зарубежные станции). Во-вторых, подводная лодка типа "Курск" из-за двойного корпуса просто обязана после столкновения некоторое время поддерживать живучесть. В данном случае все произошло практически мгновенно, когда не успели сработать даже системы спасения и сигнализации (кроме системы отключения ядерного реактора).
Третья версия - взрыв. В ее пользу служат зарегистрированный на нескольких сейсмических станциях совершенно четкий двойной сейсмический сигнал в районе катастрофы. Сейсмический сигнал могут вызвать либо взрыв, либо землетрясение. Расшифрованные сейсмические данные показали, что произошел двойной взрыв - первый с силой 1,5 балла, что примерно соответствует взрыву 100 килограммов взрывчатого вещества, и через две минуты второй - в 3,5 балла, что соответствует взрыву порядка 2 тонн взрывчатого вещества.
Появилось предположение, что первый взрыв вызван миной, оставленной после первой мировой войны. Но в таком случае лодка по всем законам должна была достаточно долго поддерживать свою плавучесть. Кроме того, если мина может объяснить первый взрыв, то откуда второй, более чем на порядок превосходящий первый? Предполагают, что при столкновении лодки с дном взорвалась одна из боевых торпед. Но серьезные специалисты утверждают, что никакое столкновение не могло привести к взрыву торпеды благодаря ее конструктивным особенностям.
Американцы высказали предположение, что первый взрыв был вызван срабатыванием ускоряющей шашки при старте торпеды, которая на выходе застряла в ускоряющем канале, так что взрыв боевого заряда произошел вне корпуса лодки, что и привело к разрушению носовой части без детонации всего боекомплекта. Эта версия наиболее соответствует известным фактам, хотя российские специалисты заявили, что особенности старта наших торпед исключают возможность застревания и тем более их взрыва до выхода из пусковых аппаратов.
В истории мореплавания имеется достаточно много случаев, когда сотни малых и громадных кораблей исчезали с такой скоростью, что не успевали подать даже сигнал SOS. Эти трагедии, так же как и катастрофу "Курска", можно объяснить гипотезой, связанной с бомбардировкой земли метеоритами.
При метеоритном падении в последней стадии снижения происходит электроразрядный взрыв "небесного вещества" на значительной высоте от земли, когда вся оставшаяся энергия преобразуется в электрический разряд по всей длине пробоя от метеорита до земли. Разряд вызывается высоким потенциалом, возникающим на метеоритном теле при его полете в атмосфере. При этом образуются три поражающих фактора. Первый - это мощный электромагнитный импульс, воздействующий на все электрические цепи устройств, второй - высокоинтенсивные ударные волны, а третий фактор связан с высокотемпературным локальным воздействием.
Электроразрядный взрыв метеоритов величиной 0,1-1 метр в диаметре эквивалентен взрыву 0,1-1000 тонн взрывчатого вещества. Частота падения таких метеоритов составляет от 20 до 1000 в год по всей Земле, что достаточно для объяснения многих самых таинственных катастроф на земле и на море.
Имеются уникальные случаи, когда после воздействия электроразрядного взрыва корабли оставались некоторое время на плаву. Одна из таких известных трагедий - гибель флагмана Черноморского флота линкора "Новороссийск" 29 октября 1955 года прямо на рейде Севастополя всего в 150 метрах от берега. Взрыв был просто фантастическим. Гигантская огненная струя с необычайной легкостью проплавила насквозь все девять палуб боевого корабля (три из них были бронированными). Образовалась сквозная (!) пробоина диаметром у основания почти 10 метров, глубиной 20 метров. Чрезвычайно направленный характер взрыва наводит на мысль о том, что он мог быть исключительно кумулятивным. Но известно, что при кумулятивном взрыве диаметр заряда взрывчатого вещества должен быть по крайней мере в десять раз больше размера прожженного входного отверстия. Таким образом, диаметр всего кумулятивного заряда, якобы попавшего в "Новороссийск", должен составлять не менее 100 метров при соответствующем весе порядка 1000 тонн. Создать специальный монолитный заряд такой величины и доставить его куда-нибудь незаметным образом не было никакой возможности не только в послевоенные годы, но и в настоящее время. Так что подобный взрыв с помощью обычной взрывчатки в принципе нереален. Все разговоры о минировании итальянцами Севастопольской бухты беспочвенны.
Гипотеза об электроразрядном взрыве полностью объясняет загадку. При электроразрядном взрыве взрывной эквивалент в 1000 тонн не является проблемой. Только электроразрядный взрыв производит именно кинжальное вертикальное разрушение металла любой толщины с необычайной легкостью.
Имеется еще одно свидетельство воздействия электроразрядного взрыва на судно. 9 января 1997 года совершенно неожиданно произошло такое ударное воздействие на танкер "Находка", что он развалился на две части. Многие моряки отметили звук взрыва в море, причем некоторые видели появление над местом катастрофы гигантского столба.
Возможности электроразрядного взрыва разнообразны и мало изучены. Но даже то, что мы о нем знаем, подводит к такой версии. Катастрофа "Курска" могла протекать по схеме "Новороссийска", когда сверхмощный электрический разряд как кинжалом прорезал лодку сверху донизу в каком-то из первых отсеков корабля. При этом мощный электрический разряд прежде всего мог вывести из строя всю электрику, цепи управления кораблем. Сверхмощный электроразрядный пробой мог пройти через корпус лодки, и в этом случае в одном из отсеков мы должны найти сквозные отверстия диаметром около метра, через которые прошел электроразрядный взрыв. Только сквозное разрушение обоих корпусов подводной лодки полностью объясняет причину почти мгновенного ее затопления. Кроме того, именно первый электроразрядный взрыв совершенно четко объясняет первый сейсмический сигнал. Канал сверхмощного электрического разряда мог пройти непосредственно через одну из торпед и вызвать ее горение в отсеке с боеприпасами. Именно горение этой торпеды, а не столкновение с дном, и вызвало с запозданием второй самый мощный взрыв. При этом другие торпеды не сдетонировали, так как не были подвержены высокотемпературному воздействию электрического канала разряда...
В заключение можно отметить, что имеется возможность проверки гипотезы электроразрядного взрыва. На корпусе должны остаться места характерного локального разрушения лодки в виде сквозного отверстия диаметром около метра. В настоящее время уже обнаружено на корпусе одно странное круглое отверстие, которое вице-адмирал Евгений Чернов интерпретировал как пробоину, возможно, от столкновения с другим кораблем.
Но есть здесь необъяснимый нюанс. Обнаруженное отверстие имеет загнутые наружу рваные края, что в принципе отвергает возможность образования подобного пробоя при любом столкновении. Природа такого отверстия может быть объяснена только электроразрядным взрывом, фонтанирующим снизу вверх в сторону метеорита. В нижней части лодки должно быть обнаружено еще одно отверстие с краями, загнутыми внутрь, что полностью докажет электроразрядный характер взрыва. Кроме того, на дне моря электроразрядный взрыв может оставить след от мощного электрического канала в виде воронки, как и в случае с "Новороссийском". Эта воронка первое время могла носить следы сильного намагничивания, которые к настоящему времени ослабли и могут быть обнаружены только при специальном исследовании. Некоторые следы намагничивания должны остаться и на корпусе лодки в местах пробоя. Если все названные нюансы совпадут, то можно говорить о раскрытии тайны гибели "Курска".