ЗАЧЕМ ИВАНОВЫ ЛЕТЯТ В ВАШИНГТОН?

К концу этой недели в Вашингтоне появятся оба наших самых главных Ивановых - глава МИДа и министр обороны. О том, что они должны прибыть именно в этот срок, нас, российских корреспондентов, информировали еще в августе, так что это не является чем-то чрезвычайным, вызванным "неожиданным" оборотом событий вокруг Ирака. Заранее было известно, что министры встретятся со своими американскими коллегами, а затем, возможно, будут приняты президентом Бушем.

Но волей-неволей теперь иракская проблема выйдет на первый план, хотя пресса необязательно будет посвящена в суть бесед на эту тему и договоренностей, если они будут достигнуты. Речь, разумеется, идет о переданном вечером в понедельник генсеку ООН Кофи Аннану согласии Багдада на возобновление ооновских инспекций без каких-либо оговорок. Москва одобрила этот шаг, считая, что благодаря ему войны удалось избежать. У Вашингтона же мнение иное, в кратком заявлении Белого дома сказано, что это "тактическая уловка Ирака в надежде избежать жесткой меры со стороны Совета Безопасности, и как таковая эта уловка обречена на провал".
Последнюю фразу можно толковать по-разному, но некоторые обозреватели полагают, что Белый дом дал понять: какие бы хитроумные маневры ни делал Саддам Хусейн, веры ему нет, дни его сочтены.
Относительно позиции Москвы идет спекуляция в том плане, что, мол, там хотят "обменять Саддама на Шеварднадзе", и если российские министры негласно договорятся об этом, то у Буша руки будут развязаны. Никто не сомневается, что для россиян отношения с Соединенными Штатами по большому счету важнее "любви к ближневосточному Милошевичу". К тому же, полагают экономические обозреватели, Россия не заинтересована в таких "скачках вниз" цен на нефть, которые последовали за известием о согласии Багдада безоговорочно принять инспекторов.
Пока же госсекретарь Колин Пауэлл нажимает на то, что ООН должна принять "жесткую резолюцию", грозящую Саддаму реальной карой, если он опять начнет фокусничать с инспекторами. Хозяина Белого дома, похоже, больше интересует резолюция конгресса, которая дала бы ему свободу "в выборе средств" в отношении Ирака. В среду Буш встретился на закрытом совещании с четырьмя главными лицами обеих палат, чтобы согласовать окончательный текст этого документа.
Вообще в Вашингтоне в том, что касается Ирака, по расхожему выражению, бизнес идет, как обычно. На брифинге в Пентагоне в прошлый понедельник министр обороны Рамсфелд, до того старательно избегавший темы военных действий против Ирака, вдруг сам ее поднял, сказав, что еще месяц назад отдал приказ при бомбежке сосредоточиваться не на зенитных установках и радарах, а на управляющих ими командных центрах и узлах связи. "Нейтрализация воздушной обороны Ирака, - пишет военный обозреватель АП, - вероятно, станет той вехой, за которой начнется возглавляемое Америкой вторжение".