ЧУЖИЕ

При иных обстоятельствах история о том, как Зуфар Халикович Бахтияров стал фермером, могла бы послужить поводом для оптимистической публикации. Ветеринар, кандидат наук, бросив обустроенный быт, перебрался из города в глухую, полузаброшенную деревушку. Решил человек искать применение своим силам и знаниям на земле. К тому же двух непутевых сыновей к нелегкому крестьянскому труду пристрастить пытался.Увы, реальность оказалась далека от деревенской идиллии.

КРУШЕНИЕ НАДЕЖД
С фермерством ничего не вышло. Вместо рисовавшегося в мечтах крепкого хозяйства - запустение. В детях Зуфар Халикович опоры не нашел. У каждого - по пяти судимостей. Закончилось же все трагично. 3 августа Бахтияров и его 34-летний сын Игорь были застрелены бывшим работником. Второй сын, Олег, уцелел лишь чудом. Это, кстати сказать, единственное, о чем сожалеет чистосердечно во всем признавшийся убийца.
Илле-Карга, где намеревались обосноваться Бахтияровы, - небольшое местечко в тридцати километрах от районного центра Большереченска. Назвать деревней несколько захудалых домишек язык не поворачивается. На заросшей бурьяном улице - ни души.
А дом Бахтияровых на вид основательный, кирпичный. Видимо, те, кто его строил, собирались поселиться здесь всерьез и надолго. Но заходишь внутрь и начинаешь понимать, насколько обманчиво первое впечатление. Из мебели - только кровати, стол, табуретки. В плацкартном вагоне и то больше уюта. Залежи пустых водочных бутылок в сенях откровенно свидетельствуют о любимом способе времяпрепровождения здешних обитателей.
Олега дома не было, уехал по делам в город. Об этом мне поведал 27-летний Ринат, еще один работник Бахтияровых. Зуфар Халикович знал его с детства, дружил с родителями. По их просьбе и приютил парня. О своих "функциональных" обязанностях Ринат говорит скупо: помогал по хозяйству. Работал лишь за еду, живых денег в глаза не видел. Чем в последнее время занимались фермеры, объяснить толком так и не сумел.
НЕБЛАГОДАРНЫЙ БАТРАК
31-летний Виктор, будущий убийца, появился в деревушке около года назад. Приехал вместе с возвращавшимся после очередной отсидки Олегом. Познакомились в колонии. Бывшему детдомовцу податься было некуда, вот и клюнул на уговоры своего нового товарища по зоне. Поначалу жил в бахтияровском доме и тоже, как Ринат, "помогал по хозяйству", которое в качестве фермерского к тому времени числилось лишь на бумаге. Вскоре Виктор понял, в какую зависимость попал. Горбатиться на чужого дядю за жалкие харчи и кров он не хотел.
Стали вспыхивать ссоры. А вскоре Олег снова угодил под статью. Получил три года условно за незаконное хранение оружия. И "сдал" его не кто иной, как Виктор. Судя по всему, оружия у Бахтияровых всегда имелось в избытке. Старое разобранное ружье, из которого впоследствии и будут убиты отец с сыном, Виктор нашел именно в их доме. Привел его в порядок и спрятал в лесу.
Простить своему батраку измену хозяева не смогли. Зиму он пережил, скитаясь по сердобольным односельчанам, пока наконец его не приютила одинокая женщина, что только подлило масла в огонь. На благодетельницу Виктора определенные виды имел один из сыновей Бахтиярова. Взаимное озлобление медленно тлело, как торфяник в июльскую жару, но до открытого столкновения дело не доходило. Весной Виктор устроился к фермеру в соседнюю Тусказань. Здесь и работа была нормальная, и заработок выдавали.
КРОВАВАЯ РАЗВЯЗКА
Накануне той страшной ночи со 2 на 3 августа Бахтияров-старший вернулся из Омска с богатым угощением. Семейство долго гуляло, пока в чьем-то воспаленном алкоголем мозгу не возникла мысль поквитаться с Виктором. Втроем вломились в дом и набросились на спящего. В качестве орудия использовали самодельную пику - длинную палку с остро заточенной проволокой на конце. Избитый, с проколотой рукой, Виктор выбежал на улицу и, как был в нижнем белье, припустил в лесок, где спрятал ружье.
На рассвете он появился во дворе Бахтияровых. Навстречу вышел Зуфар Халикович, попытался что-то сказать. Но тут же упал от выстрела в голову. Увидев в окне Игоря, убийца снова нажал на курок. Олег успел выскочить из дома и убежать. А Виктот залез на крышу трактора, устроился поудобнее и стал ждать милицию.
По факту двойного убийства местная прокуратура возбудила уголовное дело. Районный прокурор Владимир Васильевич Шибанов, нисколько не оправдывая убийцу, считает, что Бахтияровы сами спровоцировали его на такое страшное преступление. Прошлое Виктора, конечно же, безоблачным никак не назовешь. Несколько судимостей, правда, все по мелочам. Не душегуб какой-нибудь отмороженный. Односельчане о нем хорошо отзываются, говорят, тихий, вежливый. Ничего плохого о своем работнике не может сказать и тусказанский фермер. А жители Тусказани вообще письмо в его защиту готовят и иначе как "чистильщиком" не называют. Дескать, избавил округу от скверны. Бахтияровых они ненавидят. Все кражи скота в деревне связывают только с этим семейством.
В самой Илле-Карга о Бахтияровых предпочитают много не говорить. Мол, жили они замкнуто, ни с кем особо не общались. И к ним старались лишний раз не обращаться. При этом односельчане лукавят. Ведь одну из своих судимостей Олег схлопотал за хулиганство. Вломился в соседский дом, где устроил настоящий разгром. Выходит, Бахтияровых до сих пор боятся?
КАК В ОКЕАНЕ ОСТРОВ
Когда-то и в Илле-Карга кипела жизнь. Дойное коровье стадо достигало 700 голов. Народ работал в совхозе, была какая-то определенность, было предсказуемое будущее. При воспоминаниях о тех временах у 79-летней Клавдии Дмитриевны Целиковой, прожившей здесь всю свою жизнь, наворачиваются слезы. На ее глазах родная деревня стала хиреть и сжиматься, словно шагреневая кожа. Сегодня старики существуют за счет пенсий и подворий. Кто помоложе, как в допотопные времена, промышляет собирательством и рыбалкой. В дождь дорога раскисает так, что ни пройти, ни проехать. Тогда деревушка, словно островок в океане, полностью отрезана от мира. Телефонной связи нет.
Когда несколько лет назад здесь появился Бахтияров, многие в деревне восприняли это с надеждой. Полагали, что умный, ученый-специалист поможет изменить местную жизнь к лучшему. И охотно пошли к нему работать. Правда, никто из деревенских у нового хозяина долго не задержался. Поскольку рассчитываться за работу новоявленный фермер и кандидат наук, прямо скажем, не торопился. А дефицит кадров компенсировал за счет бомжей и бывших зэков, которых вербовал на омском вокзале.
- Да просто нечем Бахтиярову было рассчитываться с людьми, - считает начальник управления сельского хозяйства администрации Большереченского района Василий Иванович Майстепанов. - Не получился из него фермер - и все. Взяв в самом начале кредит, распахал часть земли, а другую оставил под пар. Но целина так и осталась нетронутой. По закону эту землю пришлось забрать. Он возмущался, жаловался на нас, ретроградами называл "совками". Требовал новых кредитов, да кто их даст, если нет гарантии возврата. Взял в "Омском беконе" на откорм 20 телят и тоже не смог рассчитаться. Ну а в последний год он вообще хозяйством практически не занимался.
"ЖИЗНЬ КАК-ТО НЕ СЛОЖИЛАСЬ"
Наверняка в Илле-Карга Бахтияров ехал с благими намерениями. Как говорит о нем его однокурсник, нынче заместитель директора института ветеринарии Николай Михайлович Гапон, человек он был очень способный и порядочный. Вот только жизнь как-то не сложилась. С женой развелся, с детьми осложнения начались. Возможно, и сыновей Зуфар Халикович увез из города, чтобы оградить их от дурного влияния. Да ведь это только в шукшинской "Калине красной" бывший зэк проникновенно обнимает березки, а потом идет к трактору - пахать. Олега и Игоря крестьянский труд не заинтересовал, на пользу не пошел. Похоже, Зуфар Бахтияров, опустившись на землю, не поднялся духовно,а наоборот, утратил веру в то, что сумеет утвердиться в новом качестве, передать сыновьям крепкое хозяйство. Нечего и некому было передавать, все пошло прахом. И кто теперь скажет определенно, почему так все обернулось...