СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ ЛЖИ

В ночь с 29 на 30 августа в трех милях от острова Кильдин, что в Баренцевом море, затонула атомная подводная лодка К-159. На ее борту были 10 членов экипажа. Один остался в живых, тела двоих погибших моряков вытащили из воды, остальные числятся пропавшими без вести.

В районе гибели лодки проводятся постоянные радиационные замеры, сотрудники Генеральной прокуратуры занимаются выяснением всех обстоятельств дела. А совсем недавно стало известно, что от должности отстранен командующий Северным флотом адмирал Геннадий Сучков.
Сообщая об этом, главнокомандующий Военно-морским флотом Владимир Куроедов заявил, что подобного не случилось бы, "если б каждый на своем месте - от командира буксировки до командующего флотом -выполнил все требования и инструкции". Все верно. Вот только вдовы погибших подводников к подобным жестким характеристикам относятся несколько иначе. Уж они-то лучше всяких начальников знают, как и в каком состоянии выходят в море лодки, с каким экипажем.
Экипаж К-159 несколько дней жил в ожидании перехода. Выход в море откладывали каждые несколько часов. Был сильный туман. А 28 августа в 6 часов утра командира лодки капитана второго ранга Сергея Лаппу вызвали в штаб. Он дал соответствующие указания своим подчиненным. В тот день в заливе шторма не было. Но за островами волны поднимались до полутора метров.
И тем не менее морякам приказали отправляться в дорогу - на судостроительный завод для утилизации. А на флоте приказы не обсуждают. Их выполняют. Провожающих на пирсе оказалось больше, чем обычно. Уходили две лодки и один сопровождающий корабль. Хотя, как водится, у каждой лодки должен быть свой сопровождающий корабль. К-159 отправилась сразу же после полудня, а часов через восемь пошла и вторая лодка.
- Мы знаем, как они реально уходили, - сказала вдова капитана Валентина Лаппа мурманскому "XXI каналу". - Ничем не были оснащены. Муж взял домашний фонарик, купили к нему батарейки. Собрали продукты, теплую гражданскую одежду. Так и пошли. Без света. В холод и темноту. Нас возмущает, что сейчас стараются принизить их статус, экипаж называют швартовой командой. Начинают искать виноватых среди тех, кто осуществлял буксировку. Обсуждают и действия подводников, находившихся в темной и неотапливаемой лодке в пятибалльный шторм. У них и физические, и моральные силы были истощены. Мы считаем, что главная причина трагедии - выход в море в неблагоприятную погоду. И факт крепления понтонов на лодку.
Гибель экипажа подводной лодки К-159 стала общей болью базы "Гремиха". Здесь работают специалисты, все они, как сказала глава закрытого административного территориального объединения "Островной" Вера Роздина, живут одной семьей. Многих интересует теперь один вопрос: что будет дальше с семьями погибших моряков?
Семьям погибшего экипажа "Курска" помогала вся страна. Понятно, это была действующая лодка, она затонула при исполнении служебного долга, и в ней находилось более ста моряков. Но экипаж К-159 тоже вышел в море не на прогулку. Делал свое дело. Но почему-то моряков намерены считать пассажирами на подводной лодке, швартовой командой, а не полноценным экипажем.
Хотя, безусловно, помощь семьям оказали сразу же. Откликнулись губернаторы Мурманской, Московской областей, глава администрации Североморска. Теперь вдовы погибших моряков ждут окончания следствия. Они надеются услышать, почему все же команда ушла в море в пятибалльный шторм? Где находился сопровождающий лодку корабль? И как им жить дальше? Капитан второго ранга Сергей Лаппа собирался вернуться из похода домой, надеялся уйти в отставку и перебраться на Большую землю. Теперь об этом будет мечтать его жена, с которой они недавно отметили 20-летие совместной жизни. Когда-то они встретились и познакомились на Севастопольской набережной. А попрощались на пирсе в Гремихе. Думали, ненадолго. Оказалось, навсегда.