БАЛКАНСКИЕ КОРОЛИ

После прихода к власти в странах Балканского полуострова демократических правительств туда, как по команде, потянулись отпрыски монархических династий, чьим предкам когда-то пришлось покинуть свое отечество. Объединяло венценосных потомков практически полное или весьма слабое знание родного языка.

Наибольший успех сопутствовал королю Болгарии Симеону II. В первый его приезд в Софию на улицы столицы встречать монарха вышли тысячи болгар. А после того как два года назад возглавляемое им национальное движение "Симеон II" завоевало большинство мест в парламенте, болгарский король "вернулся на престол" и стал премьер-министром страны.
Активно поучаствовать в государственных делах смог и румынский монарх Михай, который покинул Румынию после второй мировой войны. Бывший летчик, давно находящийся на заслуженном отдыхе (королю уже 78 лет), выступал в роли эмиссара румынского правительства. Он интенсивно вел переговоры в европейских столицах, лоббируя вопрос вступления Румынии в НАТО.
На этом фоне монархов-государственников совсем иначе выглядит король Албании Лека Зогу. В 1993 году он попытался приехать на родину, но был задержан пограничным контролем в аэропорту, так как предъявил паспорт несуществующего королевства Албания. Во время второго визита на родину короля окружали телохранители. А сам Лека признался журналистам, что постоянно носит при себе пистолет и нож и считает их необходимыми атрибутами настоящего мужчины. В 1999 году в Албании параллельно с парламентскими выборами был организован референдум, на котором граждане высказали свое мнение относительно возвращения в страну монархии. "Против" проголосовали две трети албанцев. В ответ Лека организовал массовые беспорядки, закончившиеся кровопролитием.
После падения режима Милошевича в Сербию вернулся наследник престола принц Александр Караджорджевич. Его отец король Александр I Караджорджевич покинул Белград перед оккупацией столицы гитлеровской Германией.
Престолонаследник вместе со своей супругой принцессой Катариной активно начал заниматься разнообразными гуманитарными программами. Сербское правительство передало Александру и его семье в пользование белградский дворцовый комплекс. Старый двор, некогда принадлежавший его отцу. Теперь наследный принц предлагает принять закон, который бы оградил его семью от претензий на бывшее недвижимое имущество Александра I со стороны других членов семейства Караджорджевичей. Александр утверждает, что только он как самый старший член семьи имеет право на королевскую собственность. Если закон не будет принят, то существует опасность разделения белградского королевского дворцового комплекса, принадлежащего ныне государству, на части среди членов семейства.
Однако с такой постановкой вопроса абсолютно не согласна принцесса Елизавета, дочь князя Павла, брата Александра I. Она считает, что имеет полное право на значительную часть имущества семьи Караджорджевичей потому, что ее отец вложил немало своих личных денег в оборудование дворцового комплекса. Война за наследство в королевской семье идет уже не на жизнь, а на смерть.