ОКСАНА МЫСИНА: Я СИЛЬНО РИСКОВАЛА, ИГРАЯ САНЧО ПАНСА

В Оксане Мысиной есть что-то "несовременное". Она никому не завидует, не говорит плохо о коллегах, на интервью соглашается просто, безо всяких условий, поскольку любит общение с людьми. На днях по телеканалу "Культура" зрители могли оценить ее игру в фильме "Театральный роман" по Михаилу Булгакову.

Оксана родилась в Украине, в Енакиево. В детстве любила охотиться на змей, гулять в степи, разводить костры и печь картофель. Играла на скрипке, безумно любила музыку - поступила в "Гнесинку" на отделение альта. А после окончания уже Щепкинского училища ей предложили работать в труппе Малого театра, но она поступила в театр "Модернъ" Светланы Враговой, где играла в спектакле "Дорогая Елена Сергеевна" главную роль. На один из спектаклей пришел Джон Фридман, театральный обозреватель Moscow Times, приехавший в Москву собирать материал для своей диссертации о драматурге Николае Эрдмане. Он влюбился в Оксану и стал добиваться ее руки. Ходил за ней неотступно. В декабре 1989 года они поженились. С той поры Джон - ее главный помощник и соратник.
Широкая известность пришла к ней после спектакля Гинкаса "К.И. Из "Преступления". Далее последовало предложение сняться в сериале "Семейные тайны". После выхода "тайн" на экраны Оксану стали узнавать на улицах...
Но сериал кончился, а жизнь продолжается. Олег Меньшиков пригласил ее сыграть в спектакле "Кухня" по пьесе молодого драматурга Максима Курочкина. Здесь Меньшиков "играл" со временем, сталкивая прошедшее и настоящее и показывая, как мельчают люди в наше время. Для героини Оксаны оставалась лишь память о муже Зигфриде, которого убил его лучший друг Гюнтер. Но Кримхильда не плакала об ушедшем муже, она замышляла месть, цену которой сама еще не осознала.
- Рецензии на ваши спектакли, в частности на "Кухню", вас не разочаровывали?
- Вы знаете, актер работает не для рецензий. И даже не столько ради зрителя, сколько для самого себя. Если я пойму, что уже не могу выражать то, что хочу, на сцене - займусь чем-то другим. Рисованием, например.
И она взялась ставить свой спектакль. Для режиссерского дебюта Оксана выбрала пьесу Виктора Коркия "Санчо Панса на острове Таганрог" - крайне тяжелую для постановки. Но она человек, привыкший ставить перед собой задачи повышенной сложности.
Правило, которым руководствуется Оксана: "Даже если играешь жесткую трагедию, надо радоваться и быть в кураже". Она набрала небольшую труппу и долго репетировала. У названия спектакля есть подзаголовок - "Магическое Действо в Глубине Души". Работа Оксаны Мысиной - это спектакль-сон, спектакль-сказка, где основное - мысли Дон Кихота. А Санчо здесь, как связующее звено в цепи его мыслей, - едва ли не центральная фигура. Он проживает жизнь Дон Кихота, а о своей забывает, и в этом его трагедия.
Сама Оксана говорит: "У нас есть возможность через пьесу Виктора Коркия лучше понять себя и ситуацию вокруг нас. Конечно, выбрав современный текст, я рискую. Но делаю это сознательно". Рисковала Оксана и тогда, когда решила сама сыграть Санчо Панса. Сделала она это потому, что все предыдущие актеры по разным причинам не хотели или не могли сыграть эту роль.
- Как вам удается совмещать профессию актрисы и режиссера?
- Тяжело, после спектакля у меня впечатление такое, будто я не актриса, а грузчик, разгрузивший дюжину вагонов кирпичей...
- Как вы справляетесь с такими нагрузками?
- Не знаю. Просто все идет своим чередом. Спать ложусь в 3 часа ночи, так как только ночью есть возможность почитать, собой, своей душой заняться.
Оксана хочет поставить еще две пьесы: "Гамлет.ru" Виктора Коркия и пьесу, написанную ее мужем.
- Вы сами часто ходите в театр? Какие спектакли ваших коллег понравились вам больше всего?
- Раньше часто ходила в театр, в последнее время меньше. Я смотрела "Даму с собачкой" Гинкаса, которая меня просто потрясла. Дуэт Юлии Свежаковой и Игоря Гордина - это чудо. То, как они умеют любить на сцене, редкость. Спектакль задел меня за живое. Я очарована этой работой и считаю, что у Гинкаса сейчас новый период - нежный, он становится другим режиссером. Еще я смотрела в Белгороде очень хороший спектакль "Гроза" в постановке Михаила Мокеева. Замечательный ансамбль и очень необычная трактовка. Дело в том, что все персонажи не смотрятся архаично. Они такие живые, такие современные.
- Раз уж мы заговорили о режиссерах, то кто из них вам нравится?
- Кама Гинкас, Петр Фоменко, Эймунтас Някрошюс, Роберт Стуруа.
- А из режиссеров, с которыми вы работали, кто повлиял на вас при создании "Санчо"?
- Когда я делала свой спектакль, то не думала, конечно же, никому подражать. Да, я работала с такими мастерами, как Гинкас, Львов-Анохин, Мирзоев, Долгачев, Меньшиков. И, конечно, то, какая я есть, - во многом результат общения с ними. У меня были очень сильные педагоги, которые тоже на меня влияли: Михаил Царев, Римма Солнцева, Светлана Врагова. Но я стараюсь ни от кого не зависеть. А вот в последнее время настолько увлеклась музыкой, что организовала свой джазовый ансамбль.
- Если бы вам дали возможность заранее запрограммировать свою жизнь, вы бы стали актрисой?
- Да, стала бы в любом случае. Я просто стала бы собой.