ЗАПЛАТИТЕ ЗА ПРОЕЗД

Через неделю Минтранс объявит конкурс на право заключения концессий на строительство участка с 15-го по 58-й километры скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург и выхода с трассы М-1 Москва - Минск на МКАД. Оба участка будут платными, причем водителям мало не покажется.

По этому поводу и. о. министра транспорта Игорь Левитин поделился амбициозными планами: "На трассе Москва - Санкт-Петербург планируется разместить десять полос движения до аэропорта "Шереметьево", а далее уменьшить до 8 и 6 полос. Проектируемая скорость движения - 150 километров в час, заложенный срок строительства - 2007-2010 годы".
Проект выхода с "М-1" на МКАД должен разгрузить многострадальную "Минку". Трасса пройдет в обход всех населенных пунктов, в том числе Одинцово, и гнать по ней можно будет со скоростью 120 км в час. Оба проекта финансируются из средств Инвестиционного фонда России и инвесторов, то есть это будет государственно-частное партнерство. Общие утвержденные затраты составляют почти 53 млрд. рублей в ценах 2006 года. Предварительные результаты объявят в декабре, а об итогах конкурса Минтранс расскажет в мае на форуме в Сочи.
Что и говорить, отечественные автодороги - притча во языцех. По данным ГИБДД, число ДТП на 10 тысяч автомобилей, вызванных плохим состоянием дорог, у нас почти в 8 раз выше, чем в развитых странах, а число жертв автоаварий в расчете на душу населения больше почти в три раза. Другая беда - неразвитость дорожной сети. Для сравнения: общая протяженность дорог (федеральных, региональных, ведомственных, сельскохозяйственных и лесных) в России меньше миллиона километров, а в США перевалила за шесть миллионов. Правительство фактически признало, что без строительства платных дорог отставание не сократить и качество дорожного покрытия не подтянуть к западным стандартам.
Пока в России платные дороги - своего рода экзотика. "Первопроходцами" десять лет назад стали мост через Дон возле села Семилуки в Воронежской области, за проезд по которому взимали плату, и десятикилометровый отрезок магистрали Воронеж - Тамбов. Тариф был мизерным, но надзорные органы сочли плату незаконной и отменили.
В новом веке дело пошло живее. В 2002 году появилось несколько платных дорог в Псковской области, которые принесли довольно солидный доход в региональный бюджет. А окончательно вопрос был решен в декабре 2004 года, когда тогдашний премьер Фрадков подписал распоряжение о строительстве платной магистрали Москва - Санкт-Петербург. Теперь этот проект становится все более реальным.
Впрочем, автолюбителей интересуют не столько планы, сколько плата за проезд по магистралям. Левитин уверяет, что расценки не превысят трех рублей за километр, - таково одно из требований конкурса. Но это совсем не мало. Получается, за поездку от Москвы до Питера придется отдать две тысячи рублей - больше, чем за бензин.
- Три рубля - это, так сказать, базовая цена, - делился планами руководитель пресс-службы Минтранса Тимур Хикматов. - За эти годы стоимость проезда может несколько измениться, кроме того, она будет варьироваться на разных участках трасс. На тех, которые расположены ближе к Москве и Питеру, стоимость будет несколько выше. Ведь на подъездах к городам движение всегда более оживленное. Не стоит опасаться, что тариф будет запредельным. Те компании, которые возьмут дороги в управление, заинтересованы в том, чтобы трафик был максимальным - значит, цены будут доступными для большинства автомобилистов.
А КАК У НИХ?
Одни из самых дорогих платных дорог в мире находятся во Франции. Почти у каждой из них имеется владелец, устанавливающий собственные расценки. Например, чтобы преодолеть 623 километра, отделяющие Реймс и Шамони, автомобилисту придется раскошелиться на 47 евро. Но, выходит, это все равно меньше 3 рублей на километр в пересчете на наши деньги. В Германии плату взимают только с водителей грузовиков, в среднем она составляет 0,15 евро за километр. В Италии стоимость проезда для легковушек составляет 0,05 евро за километр на равнине и 0,06 на горной дороге. Примерно столько же стоит километр и в Хорватии.
Причем на западе можно сэкономить, если купить своего рода проездной. Так, в Чехии можно ездить по платным дорогам целый год, купив стикет за 45 евро, а в Австрии - за 72 евро.