ДУРЬ НЕСУСВЕТНАЯ

Сразу в десятки московских и в сотни региональных кинотеатров вброшен фильм "Антидурь", прокату которого предшествовала, как у нас нынче водится, мощная рекламная артподготовка. Афиши с Дмитрием Дюжевым и Владимиром Турчинским, увешанными "пушками" и обряженными в шотландские юбки-килты, украшают не только столичные улицы, но даже переходы метро. Между тем наш бывалый зритель уже хорошо выучил: чем больше рекламного звона вокруг очередного "блокбастера", тем выше вероятность того, что фильм окажется очередной дурью. Увы, "Антидурь" не стала в этом смысле исключением...

Новая работа режиссера Владимира Щеголькова, который и раньше не поражал воображение особыми творческими победами ("С днем рождения, Лола!", "Одна любовь на миллион") на сей раз представляет собой комедию на тему борьбы с наркотиками, что само по себе является сомнительным ноу-хау. Ничего смешного в том, что люди садятся на иглу, калечат себе судьбы, непростительно рано уходят из жизни, конечно же, нет. Во всяком случае, мировое кино, обращаясь к этой болезненно острой теме ("На игле" Д.Бойла, "Траффик" С.Содерберга, "Реквием по мечте" Д. Аронофски), однозначно стремится вызвать у зрителей отвращение к наркотической отраве. Но Щегольков и его команда решили, простите за невольный каламбур, перещеголять своих зарубежных коллег, создав безалаберно-дурашливое зрелище, где наркодилеры во главе с неким Резо (Игорь Миркурбанов) выглядят полными и почти безобидными недоумками. А противостоят им такие же недотепы в облике Дюжева и Турчинского. Их герои уже провалили дело в серьезной организации "Антитеррор", где безуспешно пытались выловить в Лондоне некоего лысенького олигарха, чтобы переправить его на родину (понимаете, на кого намек?), и теперь понижены до конторы по борьбе с наркотиками, где продолжают свою деятельность примерно в том же раздолбайском духе.
Первый из актеров изображает недюжинного оболтуса и бабника, который назначает у себя дома свидание трем девушкам сразу с интервалом в полчаса, и этим круг его жизненных интересов в общем-то ограничивается. Второй играет многодетного отца, примерного семьянина и дюжего, квадратного на вид качка по прозвищу Динамит. Чем не белый и рыжий клоуны? В итоге получилась дюже-динамитная комедия (рекламный слоган фильма), в которой отвязные герои много суетятся, бегают, прыгают, падают, все время что-то взрывают, стреляют, валяются в грязи и пыли, одерживая победы над своими противниками не в силу находчивости, ловкости, превосходства ума, а по чистой халявной случайности. Такие вот доблестные бойцы антинаркотического фронта.
Соответствующим образом изображена в фильме и сама организация, в которой служат наши герои. Она расположена на задворках загаженной промзоны, на ржавых воротах которой в стиле граффити выведена надпись "Антидурь". Заправляет этим сомнительным заведением халдистого вида баба-полковник по фамилии Мороз (Татьяна Догилева), от истеричных и внезапных вскриков которой у героев (да и у чувствительных зрителей) порой может пойти мороз по коже. А главным идеологом этой шарашкиной конторы с убогими кабинетами и запыленными фикусами выступает заикающийся, обкуренного вида эксперт-криминалист в исполнении Александра Баширова, который вносит серьезную теоретическую лепту в обрисовку наркотического транса. "После приема кокаина, - пишет он в брошюре, которую в назидание зрителям зачитывает с экрана один из героев, - наркоман испытывает необычайный прилив сил, но эйфория длится недолго, потом наступает нечто несусветное..."
Боюсь, что и сами авторы фильма, испытывая, видимо, эйфорию от своего экранного детища, тем не менее создали нечто несусветное, вольно или невольно выставив борцов с наркотическим зельем в клоунском свете. Самое печальное, что эту суетливую, неумную и уж точно несмешную пародию на деятельность правоохранительных органов финансировало, в том числе, и управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в Москве. Но это очередная дурь нашей богатой на парадоксы жизни...