Главная Жизнь 00:02 20 Сентября 2012 198
Угол Русской истории

Тайны прошлого страны находятся всего в двух днях водного пути от Москвы

Георгий Настенко

Для россиян все популярнее становятся поездки не советского стандарта — «на деревню дедушке и бабушке» или к «служивому другу» (там есть где переночевать), а в туристические круизы.

В них при желании и при определенном везении можно почувствовать себя не бедным родственником, а хозяином-барином, где все заточено под твои желания, в крайнем случае — под необходимость угодить тебе. При наличии лишних денег народ все больше стремится скататься за границу, где жизнь чужая, и потому впечатления, особенно для новичка, кажутся более яркими.

Но если у тебя свободны лишь два выходных дня, то дальний зарубежный круиз не совсем подходит даже для думцев и прочих очень небедных российских людей. Какими бы финансовыми и административными возможностями ты ни обладал, половину короткого отпущенного на отдых срока обрекаешь себя провести в дороге. И в этом плане самый оптимальный вариант путешествия — круиз по российским рекам. В одном из таких — организованных компанией «Водоход», — побывал и корреспондент «Труда». И узнал много нового и интересного из далекой и ближней истории России.

Ритуал начала круиза. Фото Георгия Настенко

Немного из истории водного туризма

На автомобиле, если на трассах нет пробок, путь от Москвы до Углича и назад можно преодолеть за шесть часов. Путешествие же на круизном теплоходе длится двое суток. Впрочем, такое увеличение продолжительности путешествия объясняется не только тем, что теплоход двигается медленнее, а водный путь значительно извилистее шоссейного. Кроме плавания по природным и рукотворным артериям этого маршрута предусмотрена длительная (половина дня) экскурсия по уютному и красивому городу Угличу.

Этот сравнительно короткий географический промежуток насыщен историческими памятниками и историческими событиями разных эпох российской истории. Как древней, так и относительно новой.

Кстати, в XIX веке во всех крупных городах Поволжья было принято учащихся средних и высших учебных заведений, в том числе и богословских, отправлять во время каникул пароходом по Волге до Астрахани и обратно. Конечно, комфорт для детей и подростков был похуже, чем у нынешних туристов — селили в каютах по 15–20 человек. Но пароходы останавливались во всех крупных городах и значимых с точки зрения культуры и истории местах. Так что большинство образованных людей России знали историю своей страны не только по книгам, но и наглядно, вживую. В каждом городе были историки-летописцы родных мест, и должность экскурсоводов считалась очень почетной. Хотя называлась она по-разному, и даже не всегда экскурсии делались за деньги. Патриоты-подвижники зачастую занимались этим бесплатно, особенно если дело касалось объектов религиозной направленности. Так что и подобные круизы тогда были общедоступными — в буквальном смысле этого слова. В настоящее же время путешествия вообще, и в том числе по России, потянут бюджеты далеко не всех граждан нашей страны. Посмотрите прайс-листы турфирм!

Корреспонденту газеты «Труд» повезло на теплоходе «Александр Радищев» познакомиться с уникальным человеком — Александром Ивановым.

Главный летописец русских рек из экипажа «Александр Радищев» Александр Юрьевич Иванов. Фото Георгия Настенко

Надо сказать, его основная должность — электрик и электронщик судна, а свои лекции по истории тех мест, мимо которых ходит «Александр Радищев», скорее хобби, чем служебная обязанность. И надо отметить, Александр Юрьевич прекрасно знает и умеет интересно преподнести рассказы не только о местности маршрута Москва — Углич, но и о всех пяти морях, а также реках, каналах и водохранилищах, связанных в единую водную систему европейской части России. И далее мы с удовольствием будем пользоваться в том числе и той информацией, которую мы получили от Иванова.

Канал, питающий Москву водой… и крупногабаритными грузами

Начинается путешествие Москва — Углич — Москва с объектов истории относительно новой. Это канал, соединяющий Москву с Волгой.

Первые каналы со шлюзами были вырыты в древнем Китае почти 4000 лет назад — 300 километров связали между собой три великих реки. Но суда тогда были поменьше, так что их удавалось затаскивать вверх мускульной тягой из одного шлюза в другой. В России первые каналы с крупными шлюзами введены в строй при Петре I и все они — вблизи новой столицы России. Эта система каналов при каждом очередном правителе непрерывно расширялась. Да и поддерживать каналы и шлюзы в рабочем состоянии — тоже немало денег и сил стоит.

Один из шлюзов на канале имени Москвы. Фото Георгия Настенко

Попытки строительства столь грандиозного сооружения принимались на государственном уровне много раз — с тех времен, когда вся Волга была прибрана к рукам русских царей. Сохранились бумаги с инженерными проектами и финансовыми расчетами, составленные еще при Алексее Михайловиче. При Петре I эта смета была более пространная и развернутая, но строительство не началось из-за затянувшейся войны со Швецией и из-за больших ресурсов, которых требовало строительство Петербурга. Активно и очень большими силами начали строить этот канал в 1830-е годы. Большая часть русла были прорыта. Уже остался небольшой перешеек, в направлении к которому рыли с двух сторон. Но тут была запущена железная дорога Москва — Петербург, и царь Николай I, в целом очень мудрый человек, в данном случае проявил недальновидность — приказал свернуть все строительство каналов. Тогда значение поездов и ожидания от железнодорожного транспорта были завышены. И до сих пор остались заброшенные каналы, отходящие в разные стороны от Сенежского озера — тот проект предполагал прокладку канала по маршруту, отличному от нынешнего.

Надо сказать, что причиной осуществления столь грандиозного проекта стала не только необходимость связать судоходным каналом город Москву с рекой Волгой, но и острый дефицит питьевой воды, который особо усилился с ростом индустрии в СССР, и особенно в Москве.

В древности, пока на территории центра Москвы было лишь сельцо Кучкино и болота, питьевую воду брали прямо из Москвы-реки. По мере роста населения в Москве и выше по течению речная вода все чаще становилась источником эпидемий, так что и пить все чаще стали воду колодезную. Но грунтовых вод при столь плотном населении городу катастрофически не хватало. Первый водопровод построили при Борисе Годунове русские мастера, которых консультировал британец, но это сооружение разрушили в Смутное время. Восстановили его при Михаиле Романове в 1613 году, и он обслуживал лишь территорию нынешнего Кремля. В 1780 году запустили первую линию, охватившую уже пределы нынешнего Бульварного кольца. Проектировал ее генерал фон Бауэр. Строительством второй линии руководил барон Дельвиг — дядя знаменитого поэта. Но в начале XIX века вода не заходила в комнаты даже самых богатых домов по трубам. Она накапливалась в бассейнах, расположенных в разных районах Москвы, и уже оттуда ведрами или бочками развозилась по округе. Наиболее обильные подземные источники были в Преображенском и Ходынском районах города. Позже проложили водопровод из Мытищ. Местная вода всегда славилась своими вкусовыми качествами. Чаепитие в Мытищах действительно пользовалось популярностью у навещавших этот дачный поселок москвичей, а не только у художников.

Во время поездки шеф-повар корабля провела мастер-класс для всех желающих. Был аншлаг. Фото Георгия Настенко

Но Москва росла, а с ней рос и дефицит питьевой воды. Артезианских скважин не хватало, и решил проблемы на долгие годы водопровод из Рублево, который проложили в 1917 году, перед самой революцией.

Но все же в 1931 году возникла крайняя необходимость взяться за этот самый масштабный проект. Надо отметить, к тому времени Россия обладала одной из лучших в мире школ и опытом гидротехники, в том числе и дореволюционной генерации.

Первый институт гидротехники появился в России в 1810 году. Первыми нашими учителями были французы, их привез Павел I. Надо отметить, даже при нашествии Наполеона ни один из этих специалистов Россию не покинул — все продолжали трудиться на благо своей новой родины. За 100 лет работы российской школы было построено много крупных гидротехнических систем, в том числе на территории Польши и Финляндии, входивших состав России.

Часть русел Химок, Клязьмы и других рек стали руслом канала. Надо отметить, до этого проекта в нашей стране практически еще не применяли в массовых количествах бетон — до революции с его помощью возвели пару фортов близ Петербурга, в первые годы советской власти — лишь фундаменты считанного количества зданий. Так что под канал были построены заводы по производству цемента, закуплены за рубежом, а позже и изготовлены в СССР бетономешалки и прочие специальные машины.

Неслыханный масштаб приобрели земляные работы: за четыре года при рытье канала было вынуто грунта в сотню раз больше, чем за все годы строительства московского метрополитена. Причем вопреки недавно сложившемуся мнению зэков на этом объекте трудилось не так много — около 20%. А уровень механизации был достаточно высок. Более 100 паровых экскаваторов рыли канал, каждый из них обслуживал экипаж из 10 квалифицированных рабочих. Применены гидромониторы — мощные водометы, разбивавшие и размывавшие грунт, а следом мощные насосы выкачивали эту жидкую грязь и переправляли по рукавам на сотни метров. Это был на тот момент самый передовой метод в мире, разработанный инженером Холиным и его учениками. На канале работало более 1600 грузовиков. Специально для строительства канала было построено много современных шоссейных дорог. А в городе Дмитров — завод. Минимальная глубина канала — 5,5 метра, минимальная ширина — 85 метров, 138 км длина всего канала, из них 28 приходится на водохранилища. То есть 110 километров пришлось рыть. А местами канал идет выше окружающей местности. То есть ниже уровня воды и неподалеку располагаются шоссейные дороги, дома, промышленные объекты.

Сначала один крупный насос закупили за рубежом. Но наши инженеры разобрали его и сказали: «Дрянь-машина, мы построим лучше». И построили. С тех пор и до нынешних времен (75 лет) работают многие из них. Все насосные станции функционируют в автоматическом режиме. Работа контролируется по приборам начала 1930-х годов, и замена их компьютерами не требуется. (По мнению специалистов, халтуру в советском машиностроении начали гнать лишь в 1970-х годах.) Суммарная мощность всех насосов составляет половину мощности Иваньковской ГЭС. Правда, когда шлюз снижается, падающая вода крутит генераторы, и часть затраченной энергии компенсируется за счет этого.

Каждый шлюз представляет собой корыто глубиной 16 метров — гидравлический лифт для кораблей. Они осуществляют суммарный спуск от Москвы до Волги на 49 метров. Каждая створка шлюза весит 350 тонн и открывается за 2–3 минуты. На каждом шлюзе работает по три человека: диспетчер, судопропускница и дежурный электрик. Отметим: практически всегда диспетчерами на шлюзах назначали женщин, и ни разу они не подвели. Система работает 75 лет без единой аварии и ЧП.

С 1 ноября по апрель судоходство прекращается, но вода в московский водопровод из Волги продолжает закачиваться.

Волжская вода начинается уже за окраиной города Москвы

Кроме судоходства и водопровода эта водная система имеет и много других функций. На ней работает несколько ГЭС. Она накапливает паводковые воды, препятствуя весенним наводнениям: 100 лет назад по весне регулярно затапливалось множество городов по Москве-реке и Волге, а летом и осенью они мелели — в районе Каменного моста можно было перейти через Москву-реку по колено. А по Волге судоходство начиналось лишь от Калязина и ниже — а выше великая русская река была слишком мелкой для больших судов. То есть система водохранилищ стабилизирует уровень воды в реках России.

 

Красивые пейзажи начинаются в пяти километрах от Москвы. Фото Георгия Настенко

Примечательно, что систему каналов и шлюзов, которые в XIX веке были построены в других местах бассейна Волги, пытались приватизировать крупные русские купцы. Причем они были готовы отдать не те смешные символические суммы, за которые при Ельцине удалось стать сырьевыми олигархами вчерашним людям ниоткуда. Те купцы предлагали суммы, вполне сравнимые с бюджетом Российской империи того времени. Но правящая верхушка страны не допустила приватизации даже в те периоды, когда дефицит государственного бюджета был особенно острым. То есть стратегическое значение подобных транспортных систем всегда было велико. Они серьезно влияли не только на мирную экономику, но и на военный расклад. Так, одна из немногих неудачных для России военных кампаний — Крымская середины XIX века — потерпела крах именно потому, что от промышленных центров страны не было возможности доставлять громоздкий груз: боеприпасы и военную технику. Конная тяга и даже железная дорога все-таки значительно уступали в возможности грузооборота.

Дмитровские горки и прочие красоты

Красивые пейзажи, если быть точным, начинаются прямо от окраин Москвы. Красота — понятие относительное и вкусовое. Кому-то нравятся горы, кому-то — бескрайние равнины. Кому-то — тропические пальмы, кому-то — заснеженные утесы. Мне доводилось бывать на Дунае, Рейне, Роне, Тисе, Висле, Днепре, Дону, Оби, Енисее и многих других крупных реках. И можно мерить объективными показателями. Едва корабль двинулся по каналу имени Москвы, по его берегам зеленого цвета я обнаружил больше, чем по берегам любой из упомянутых рек.

Учебная тревога на «Александре Радищеве» стала очередным развлечением для пассажиров. Фото Георгия Настенко

При строительстве канала имени Москвы преследовались не только экономические, но и стратегические цели. В ноябре—декабре между Икшей и Яхромой в разгар боев за Москву путем спуска воду из шлюзов и каналов в русло реки Яхромы удалось предотвратить массированное наступление крупных механизированных немецких воинских подразделений. Причем эту операцию даже вручную могут выполнить лишь два человека. И в то же время при необходимости можно, наоборот, при помощи других устройств часть русла канала довольно быстро осушить. Таким образом, до той поры непобедимая немецкая армия получила первый мощный психологический удар осенью 1941-го именно в окрестностях Дмитрова. Второй удар последовал чуть севернее Дмитрова, уже когда наступили сильнейшие морозы. Иваньковское водохранилище покрылось очень толстым слоем льда, который выдержал даже отступавшие танки. Но после того, как лед покинули последние из отходивших подразделений Красной армии, через шлюзы канала имени Москвы быстро сбросили воду из Иваньковского водохранилища — между льдом и поверхностью воды образовалась воздушная прослойка в 2–3 метра. Лед не выдерживал даже пеших немецких солдат — они проваливались в тартарары при морозе 30 градусов! Основным силам фашистам пришлось идти в обход по берегу.

Одна из первых достопримечательностей по пути этого маршрута — имение великого полководца Александра Суворова село Рождественское.

Около Яхромы многие знаменитые художники имели свои дачи. Автор полотен на исторические темы Сергей Иванов, братья Васнецовы и многие другие. Коллеги часто приезжали к ним. Таким образом, благодаря известным полотнам Васнецовых, Поленова, Серова, Коровина, Репина, Врубеля, Сурикова, Иванова местные пейзажи прославились на весь мир.

Дмитровский район вообще самый гористый во всей Московской области. В частности, Парамоновский овраг, в котором сейчас построена санно-бобслейная трасса, самый крупный и глубокий в Подмосковье.

Горнолыжный центр Подмосковья Деденево был назван почему-то в честь татарского хана, много раз разорявшего русскую землю. В самом центре поселка — женский монастырь. Сначала этот монастырь был мужским, но еще в XIX веке был закрыт, причем по экономическим причинам — расходы не покрывались собственными доходами и пожертвованиями. Но потом, когда на этом же месте устроили монастырь уже женский, дебет с кредитом начал успешно сходиться. Кстати, подобная картина вообще характерна для царской России: многие мужские монастыри зачастую и вполне успешно становились женскими.

Кашин и Калязин

Город Кашин в средние века конкурировал с Тверью за право быть столицей Тверского княжества и какое-то время даже таковым статусом обладал. Многовековое могущество его подорвалось при Иване Калите, который разорил Кашин просто как вотчину непокорных князей.

В районе городов Кашин и Калязин по берегу Волги располагалось много поместий, ставших знаменитыми благодаря их славным владельцам-либо людям, жившим здесь, либо приезжавшим.

Денис Фонвизин долго жил здесь и писал персонажей «Недоросля» с местных помещиков. Славное семейство Ушаковых, представительница которого Екатерина Ушакова была влюблена в Пушкина, и это чувство было взаимных до тех пор, пока он не встретил Наталью Гончарову.

Здесь, в Никитском, гостил Пушкин у своей несостоявшейся жены - Екатерины Ушаковой.  Фото Георгия Настенко

Екатерине поэт записал в альбом множество стихотворений, в том числе когда приезжал в здешнее поместье. Но выйдя замуж (уже после Пушкина) за помещика Киселева, Екатерина, как требовали негласные правила того времени, сожгла все любовные послания, адресованные ей. Но с ее младшей сестрой Пушкина не связывало никаких чувств и обязательств, и около 10 произведений стало известно широкому кругу читателей именно из этого источника.

Около Кашина родился и прожил много лет Николай Салтыков-Щедрин, так что и много его персонажей также родом из этих мест.

Последние годы своей жизни местным поместьем владел шведский принц Густав. Он стал жертвой интриг у себя на родине, так как его отец, вопреки песне, женился по любви на дочке простого солдата. Густав с юности жил на чужбине. Люди Бориса Годунова подобрали его в Италии. Несмотря на свою образованность, он жил в нищете. Работал конюхом, несмотря на большие познания и успешный опыт в алхимии и химии. Годунов решил плести интриги против Швеции при помощи Густава. Хотел женить на своей дочери Ксении, но Густав привез с собой в Россию жену, причем чужую. Для России того времени это было большим позором. Статус Густава в России постепенно понижался: сначала было ему дали в кормление Калугу, потом Углич, а под конец жизни он владел маленьким поместьем на берегу возле Кашина.

Великолепные заметки о Калязине и Кашине написал Александр Дюма в своей книге «От Парижа до Астрахани». Лично я эту книгу не читал. Но сразу поверил в наивысшую оценку, присужденную ей Александром Ивановым — электриком-экскурсоводом с «Александра Радищева». Дело в том, что я досконально изучил следующую книгу Дюма-старшего — «Кавказ». И вынужден признать: никто из гениев русской литературы так глубоко не сумел понять менталитет коренного населения Кавказских гор и русских казаков, как француз Дюма.

Именно из Калязина, как уже упоминалось выше, начал свое водное путешествие по волге Афанасий Никитин — из Твери он стартовал сухопутным путем. Перед дальним путешествием за три моря он получил благословение от настоятеля Макарьевского монастыря. Михаил Романов прятался здесь. В эту обитель часто приезжали потом Алексей Тишайший, Петр I. Потом неоднократно здесь была Екатерина II.

Прибрежные земли были пожалованы герою Чесменской баталии адмиралу Спиридову — с намеком на то, что именно здесь Петр создал первый российский флот. Это произошло за несколько километров от Макарьевского монастыря на Плещеевом озере.

И напоследок — сообщение для более широко круга путешественников: Кашинская водка безобразна, а вот минеральная вода великолепна.

Углич

Самый высокий из шлюзов на этом маршруте — 13-метровый перед Угличем, то есть выше города по течению Волги. Был он построен в основном силами зэков и запущен в эксплуатацию в сентябре 1941-го.

Вид с Волги на набережную Углича. Фото Георгия Настенко

Казалось бы, самое неподходящее время для больших строек — это был период, самый критический для Москвы. Именно тогда началась массовая, временами переходящая в паническую, эвакуация из столицы главных правительственных и административных учреждений, повалили на восток и большие массы гражданских. А все военные силы были брошены на оборону Москвы. Тем не менее запуск именно этого ключевого шлюза (кстати, «шлюз» в переводе с немецкого и означает «ключ») выполнил множество стратегических задач: в Москву начался массовый завоз с востока вооружения, боеприпасов, сырья для промышленных предприятий, а также дров — жилищный фонд Москвы в то время обогревался преимущественно дровами.

В XVII–XIX веках великолепный местный дворец принадлежал мелкому помещику Григорову. История этой усадьбы тоже любопытна. Сначала она была пожалована великому мореплавателю Витусу Берингу. Затем передарена мелкому помещику Григорову за специфические услуги, каковые были тогда достаточно распространены. Внебрачная дочь императрицы Елизаветы, зачатая от Разумовского и носившая фамилию Баркова, была отдана сюда на воспитание именно Григорову. Младшая дочь царицы, больше известная нам как княжна Тараканова, на самом деле доживала свой век под именем монахини Досифеи. К сожалению, от этого дворца не осталось даже развалин: 20 лет назад растащили все вплоть до кирпичей.

Углич. Центральная площадь. Вид со стороны Кремля. Фото Георгия Настенко

В советские годы население Углича составляло более 40 тысяч, сейчас — менее 35. Обычная судьба города, имевшего одно градообразующее предприятие. Таковым был часовой завод. Сейчас объем выпускаемой продукции, понятное дело, значительно уменьшился. Угличмаш теперь выпускает автокраны, славится своей продукцией сыродельный завод.

Город Углич на 300 лет старше Москвы. В 927 году был образован Яном Плесковичем (Псковичем), которого прислали из Пскова собирать в этом регионе дань. Сначала крепость назвали Угличево поле, потом — Углец. И лишь пару веков спустя — Углич. Насчет происхождения названия есть несколько версий.

1. Как место, где в густых лесах производили древесный уголь.

2. Река Волга дает резкий поворот — угол.

3. В IX веке сюда с Днепра пришло племя уличей (угличей).

В 1218 году становится центром Угличского княжества. При нашествии татар местному князю удалось оперативно договориться с ханом о размере выплате дани, так что город разорять не стали. В начале XIV века Иван Калита перекупил у хана долги, которые возникли у угличан за несвоевременную выплату ясака. Собиратель русских земель оказался талантливым коммерсантом и дипломатом. Так что Углич перешел под власть Москвы еще до освобождения Руси от ига.

Но главная достопримечательность — храм Дмитрия на Крови.

Храм Дмитрия на Крови. Фото Георгия Настенко

После смерти Ивана Грозного страной правил его сын Федор, а всесильный Борис Годунов отослал младшего его брата (по отцу) Дмитрия вместе с матерью и ее многочисленной родней Нагих княжить Угличем.

15 мая 1591 года случилось несчастье, всколыхнувшее всю Россию. Версий случившегося всего три.

1. Юный царь, хотя и был впоследствии канонизирован, с самого начала проявлял в своем поведении много генов своего буйного папаши. Привилегированный сан позволял вести себя в быту, что называется, без тормозов. Одним из главных развлечений восьмилетнего малыша была игра в ножички. Однажды в праведном гневе пырнул острием свою мамку, в другой раз — слугу. Плюс ко всему мальчик страдал тяжелой формой эпилепсии. Официальная версия, озвученная правительственной комиссией, гласила: малыша хватила падучая, и он напоролся на свой ножик… много раз подряд. Причем горлом. Правда, именитый князь Василий Шуйский, возглавлявший комиссию, позже менял свои показания много раз. А потом и вовсе признал погибшего в живом царе Лжедмитрии. И это в дальнейшем не помешало ему самому взойти на российский престол, правда, ненадолго.

2. Юного царевича уничтожили люди, присланные Годуновым. Именно такой версии придерживались по свежим следам наиболее авторитетные граждане Углича. Множество свидетелей видели, как человек из числа 12 годуновских наблюдателей, Осип Волохов, подошел к юному царевичу и даже попросил его показать ожерелье на шее — так сподручнее было перерезать горло, что наблюдатель Волохов незамедлительно и сделал. Угличане в ответ совершили самосуд, забив камнями немногочисленную банду годуновских наблюдателей. Командированный из Москвы Шуйский их жестоко наказал: было казнено более 200 угличан, многим за дерзкие речи вырезали языки, а еще 2000 сослали в Сибирь. Сослали как провокатора даже колокол, мятежно известивший о смерти. Сбросили сверху, дали 12 плетей и сослали в Тобольск. Тобольский воевода с удивлением записал в официальных документах: «Ко мне впервые прибыл неодушевленный ссыльный».

3. Третья — самая неправдоподобная: один из множества действовавших в Смутное время самозванцев Лжедмитриев и был тайно выживший Дмитрий.

Храм Дмитрия на Крови построен на месте гибели царевича. В нем сейчас находится тот самый колокол, который был доставлен из Тобольска на свое законное место в 1892 году. И сейчас он является экспонатом номер один в местном музее.

Колокол провел в ссылке 300 лет. Фото Георгия Настенко

Не просто великолепны, но и очень интересны картины на стенах этого храма. Они были расписаны в век Екатерины, известной своими вольностями и даже распущенностью. Этим и объясняется направленность росписей храма — он является одним из немногих в мире зданий для религиозных культов, расписанном обнаженными телами.

Нечасто увидешь откровенные сцены в православном храме. Фото Георгия Настенко

Вся история грехопадения Адама и Евы изображена в виде комиксов, и основатели рода человеческого нарисованы совсем голыми, с полным комплектом всех физиологических компонентов. На некоторых картинках потом поверх половых органов пририсовали узкие кусочки материи (срамные пояски), а на других и этого делать не стали. Причем пояски отмыли при советской власти, столь заботившейся о нравственном воспитании молодежи. А в царское время такие вольности объясняются отчасти тем, что храм никогда не имел функций постоянного прихода для верующих масс, а работал он лишь три раза в год: день рождения Дмитрия, день смерти и день канонизации.

Сцена убийства юного царевича Дмитрия. Фото Георгия Настенко

На сегодняшний день царевич Дмитрий признан святым, покровительствующим всем детям.

Очень красивы расположенные на территории кремля собор, а также палаты — они были частью княжеской резиденции, но их разрушили во время грабежей в Смутное время. Вся территория Угличского кремля сильно пострадала во время набегов сподручного Лжедмитрия I — Сапеги.

Знаменитый женский монастырь был основан вдовой Ивана Грозного Марией Нагой после убиения ее сына Дмитрия. Сначала его построили на территории кремля, но потом из-за тесноты отнесли подальше от центра — на границу посада 1661 году. Три больших храма. Самый древний — собор Смоленской иконы Божьей матери, построен в 1690 году. Великолепные пропорции. Крыша выполнена из зеленой черепицы.

В церковном мире не так много мест, где можно услышать проповедь от женщины. Фото Георгия Настенко

Знаменитые выходцы из Углича — основатель водочного бренда Смирнов и автор теории происхождения жизни, великий ученый Александр Опарин.

Руссо туристо... Когда же исправимся?

И в заключение — не о самих достопримечательностях, а об их потребителях. Угличские «двуязычные» экскурсоводы рассказывали мне, что немецкие, французские и испанские отдыхающие в среднем проявляли большую любознательность, а порой и даже большую осведомленность по части русской истории. Экскурсия по городским древностям заранее включена в стоимость путевки. И потому многие экскурсоводы поначалу удивлялись, когда под их табличками с номерами групп собирались максимум 70% от запланированного количества, а порой и вовсе три-четыре человека вместо 15–20 запланированных. А порой собирают в относительно большом количестве (70–80%), но после первого объекта более половины их пропадает.

Аналогичную картину, но с еще меньшим процентом эффективности лично я наблюдал уже на самом судне «Александр Радищев». На судне есть тренажерный зал. Он для столь компактного помещения довольно неплохо оснащенный — беговая дорожка, несколько тренажеров, гири — вкупе с хорошо работающим кондиционером. Администратор, выдавая мне ключ, заметила, что я — единственный, кто захотел попользоваться этим залом за время ее последних четырех смен с экскурсиями на двое суток. А потом она же мне жаловалось, как тяжело ей и другим сотрудникам было растаскивать загулявших пассажиров по их каютам — далеко за полночь.

И потому призываю будущих участников круизов свои выходные дни посвятить изучению не дна стакана, а нашей родной истории. Ведь посмотреть действительно есть на что!

Это счастье привалило жителю Новосибирска. Он нашел в социальных сетях свою любовь

Ольга Лернер
Труд
Фото: Anton Luhr/imagebroker.com, globallookpress.com

Казалось бы, что может быть общего у парня из Новосибирска Алексея Цыганенко и девушки по имени Су Тхири Минт Хгай из далекой Мьянмы? Как что? Любовь! Они познакомились в социальных сетях, переписывались,...

Жизнь 00:15 / 16 Февраля 2024 6188
А одной розы недостаточно?

В канун Дня святого Валентина знатоки взялись посчитать, почем нынче красивое свидание с любимой

Труд
Фото: Khalil Dawood/Синьхуа, globallookpress.com

Статистика знает все, если не точно, то хотя бы примерно. На этой неделе в канун Дня святого Валентина знатоки взялись посчитать, в какую сумму обходится красивое свидание с любимой в разных городах страны. В джентльменский...

Жизнь 00:10 / 16 Февраля 2024 5952
Наши жены - пушки заряжены

За кулисами двух законопроектов о мобилизованных

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

В информационной шумихе вокруг прилета в Москву американского телеведущего Такера Карлсона и новостей из Центризбиркома почти не замеченными прошли внесенные в Госдуму на прошлой неделе два законопроекта. Тем...

Жизнь 20:01 / 17 Февраля 2024 5613
Последняя колонка

В Сочи появился реанимобиль для дельфинов

Труд
Фото: © David & Micha Sheldon, globallookpress.com

Уксус под видом минералки Житель Владикавказа 65 лет купил в магазине бутылку минеральной воды известной марки. Открыл, сделал пару глотков и: Тут же пришлось вызывать скорую помощь. Оказалось, вместо воды в бутылке...

Курорт на калининградском побережье расширяет свои фирменные приманки для туристов

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Фото: Дмитрий Часовитин, globallookpress.com

«Труд» уже писал, что с некоторых пор Зеленоградск продвигает себя как кошачью столицу — к котам, кошкам и котятам отношение здесь особенное. А теперь возникла новая точка притяжения: все больше россиян...

Жизнь 00:17 / 07 Марта 2024 3364
Жертвы, музы и творцы

Полемические заметки в канун дня 8 Марта

Елена Широян, искусствовед
Труд
Знаменитая фраза из фильма «Бриллиантовая рука» вполне годится, чтобы порассуждать о роли женщины в обществе. И не только советском

На пороге праздника, давно ставшего днем любви, красоты и прочих приятных вещей, вертится в голове фраза: «Детям — мороженое, бабе — цветы. Смотри не перепутай!» Думаю, вы узнали это...

Жизнь 00:18 / 07 Марта 2024 3293
Защити себя сам?

Наша милиция (то есть полиция) нас бережет?

Валерий Володченко, журналист
Труд
Чем же так заняты наши правоохранители, у которых на охрану и защиту прав граждан не остается времени? Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Та ночь врезалась в память надолго. Сначала соседка снизу, баба Лена, барабанила по батарее, потом запричитала по телефону. И я привычно приступил к ритуальному действу — стал звонить в дежурную...

Жизнь 00:10 / 07 Марта 2024 3252
Псы тоже летают

В тестовом режиме запущена новая услуга - перевозка питомцев на соседнем пассажирском кресле

Евгений Смирнов
Труд

А помните, как «Аэрофлот» обвиняли в бездушном отношении к путешествующим животным? Критика имела последствия. Как сообщила пресс-служба компании, по итогам прошедшего года на треть увеличилось количество...

Жизнь 00:11 / 09 Февраля 2024 2837
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Александр Архипов/Russian Look, globallookpress.com

«Ростелеком» проанализировал активность интернет-пользователей среди жителей кузбасских сел. Выяснилось, что те уже догоняют городских абонентов по расходу трафика. В среднем один сельчанин скачивает от 10 до 23 гигабайт...

Жизнь 00:03 / 29 Февраля 2024 2798
Календарь: 29 февраля

В этот день в 45-м году до нашей эры впервые появилось 29 февраля

Труд
Статуя Цезаря в саду Версальского дворца (1696, скульптор Никола Кусту). Фото из открытых источников

45 до н. э. Впервые в календаре благодаря календарной реформе Гая Юлия Цезаря появилось 29 февраля. Идею нового календаря подсказал в Египте александрийский астроном Созиген. 1288 В Шотландии вступил в силу...

Авиакатастрофа с далекоидущими выводами

Анатолий Журин
Труд
Как фактически нелегальный борт мог взлетать и садиться в российских аэропортах, не говоря уже о пересечении границ других государств? Фото из открытых источников

Недавняя катастрофа бизнесджета Falcon 10, выполнявшего чартерный медицинский рейс из Паттайи в Москву, по ходу расследования обрастает такими подробностями, что диву даешься. Самолет с отказавшими двигателями рухнул...

Жизнь 00:02 / 09 Февраля 2024 2714
Календарь: 9 февраля

120 лет назад геройски приняли неравный бой крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец»

Труд
Картина Петра Мальцева «Крейсер «Варяг». Фото: Russian Look/globallookpress.com

1667 Заключено Андрусовское перемирие между Россией и Речью Посполитой, ознаменовавшее конец войны 1654-1667 годов. Киев и Левобережная Украина перешли под власть России. 1710 Указом Петра I официально введен русский гражданский...

Жизнь 00:07 / 29 Февраля 2024 2666
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Ну вот и весна на пороге, а с нею и куча праздников начиная сразу с 1 марта. Не забудьте, например, про Всемирный день комплимента. А что скажете о Дне джигита? Не думаю, что нам надо...

Жизнь 00:10 / 15 Марта 2024 2577
Спокойно, это наезд!

Пришла весна, а вместе с ней – сезон электросамокатов. А значит, жди беды

Ирина Смирнова
Труд
Это средство передвижения уже стало поистине стихийным бедствием. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Минувшей осенью, после очередного катастрофического летнего сезона, когда на улицах Петербурга собирали сотни покалеченных и добрый десяток убитых граждан, ставших жертвами нашествия на город средств индивидуальной мобильности,...

Жизнь 00:04 / 29 Февраля 2024 2572
Дорогие мои старики

Почти треть граждан РФ боятся наступления старости. Видимо, потому что она у нас давно стала синонимом нищеты, одиночества, неприкаянности

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Пожилых в нашей стране с каждым годом все больше. Фото: Александр Легкий, globallookpress.com

На Чукотке разрешили «усыновлять» одиноких бабушек и дедушек — они могут переехать жить в приемную семью. А те, кто возьмет на себя обязанность заботиться о чужих стариках, будут получать...

Жизнь 00:11 / 29 Февраля 2024 2535
Последняя колонка

В Шушарах расцвели подснежники

Труд
Подснежники. Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Белый привет на газоне В изрядно продрогший за зиму город на Неве наконец заглянула весна. Во дворе многоэтажки в Шушарах жители заметили первые подснежники. Как с радостью сообщила подписчица местной группы...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?