Идеальный референдум: родина Уоллеса отказалась отделяться от Британии

Голосование о независимости Шотландии поразило наблюдателей: и результатом, и подлинной демократичностью, и рекордной для Европы явкой. Хотя и тут не обошлось без своих «146%» 

К полудню пятницы по московскому времени стали известны итоги референдума, прошедшего накануне в Шотландии. На голосование выносился всего один вопрос: «Должна ли Шотландия стать независимым государством?».

Глава штаба подсчета голосов Мэри Питкейтли официально объявила: 55,3% жителей республики высказались за то, чтобы остаться в составе Соединенного королевства. За независимость региона было отдано 1 617 989 голосов, а за сохранение британской целостности — 2 001 926.

Премьер-министр Шотландии Алекс Сэлмонд, который являлся главным вдохновителем кампании за независимость, признал, что на этот раз позиция большинства действительно оказалась иной, нежели у него самого и у его сторонников. «На этой стадии Шотландия выбрала «нет», и я принимаю этот вердикт», — сказал он.

«Ну же, Шотландия, пойдем дальше вместе!»

Что касается главного идеолога кампании Better Together - «Лучше вместе», участники которой агитировали за сохранение единства Британского королевства, экс-министра финансов Алистера Дарлинга, - то он назвал прошедшую ночь «удивительной». В своем «Твиттере» политик отметил, что поражен работой добровольцев и уровнем народного волеизъявления.

Наряду с этим экс-министр признал, что высокий процент тех, кто проголосовал за независимость, демонстрирует, что в стране существуют глубокие разногласия. А значит, для объединения населения следует хорошо поработать. «Ну же, Шотландия, пойдем дальше вместе!»  - призвал Дарлинг, выступая перед гражданами страны.

Премьер-министр Британии Дэвид Кэмерон в «Твиттере» признался, что очень рад результатам голосования. То, что британское руководство не стало противиться проведению референдума, по мнению Кэмерона, было очень правильным решением. Теперь, отметил глава правительства, вопрос об отделении можно считать решенным, - как минимум для одного поколения.

Не без своих «146 процентов»

В ходе оглашения предварительных результатов голосования не обошлось и без курьезов. Американский канал CNN, ведя трансляцию из Шотландии, сообщил о 110-процентной явке на участки. На инфографике, сделанной сотрудниками канала, результаты голосования были распределены таким образом: за независимость высказались 58 процентов проголосовавших, против – 52.

Многие не преминули вспомнить мем, родившийся после российских выборов в Госдуму 2012 года: тогда один из телеканалов также транслировал итоги предварительного подсчета на специальном табло. И в сумме цифра голосов, отданных за все политические партии, оказалась равна не 100, а 146 процентам. Это вызвало множество насмешек, а выражение «146%» стало символом попытки случайно или намеренно обмануть население.

Однако в честности итогов шотландского референдума сомневаться не приходится. Абсолютно все обозреватели, освещавшие ход выборов, отметили, что явка на них стала одной из самых высоких в демократическом мире. По официальным данным, для голосования зарегистрировались 97 процентов жителей. В каждой из административных областей явка превысила 75-80 процентов, а кое-где перевалила и за 90%. Таким образом, шотландцы продемонстрировали рекордную избирательную активность среди всех жителей Европы.

Теорема, которую нужно постоянно доказывать

Комментируя произошедшее в Шотландии, российские и зарубежные политологи уже отметили: есть вероятность, что несколько лет спустя вопрос о независимости снова всплывет в сердцах и умах наследников Уильяма Уоллеса. Нынешний же референдум не пройдет бесследно для шотландской и британской экономики: накануне голосования Лондон пообещал, что, оставшись в составе единого государства, шотландцы получат дополнительные преференции; прежде всего это касается социальных пособий и налоговой сферы. В ближайшее время, ожидают эксперты, начнется подготовка соответствующих законопроектов, которые будут приняты в январе 2015 года. Так что свои бонусы от эпопеи с референдумом, которая, на самом деле, длилась несколько лет, Шотландия, безусловно, получила.

Выиграла от произошедшего и британская экономика: фунт на торгах в Японии моментально подорожал по отношению к доллару США до двухнедельного максимума, а соотношение фунта и евро стало самым высоким за последние два года. В ближайшее время эта тенденция не изменится, убеждены экономисты: фунт будет стабильно дорожать, ведь у игроков финансового рынка больше нет поводов беспокоиться, что Шотландия может отделиться.

Наряду с этим обозреватели отмечают, что в последнее время в Европе все чаще звучат голоса, призывающие к выходу отдельных регионов из состава стран, в которых они сейчас находятся, и к обретению самостоятельности. В Испании таким регионом является Каталония, в Германии – Бавария, в Италии – Венеция. Причина этого, по мнению экспертов, в том, что жители этих областей хотят устранить дополнительных посредников между собой и руководством единой Европы, став из автономий полноценными республиками. И в этом отношении современная Европа весьма напоминает поздний Советский Союз.