ИГРА "НА ГАЗОВОЙ ТРУБЕ"

В ходе "неформальной" беседы в Сочи президенты Владимир Путин и Леонид Кучма вели поиск путей к перемирию в "газовой войне".

Напомню нашим читателям кое-что из истории затянувшегося конфликта. Основные экспортные трубопроводы, по которым российский газ экспортируется в Европу, были проложены в советские времена через территорию Украины. После распада СССР эта страна, не имеющая в достатке энергоносителей и средств на их оплату, стала "подворовывать" российский газ.
Мало того, часть этого газа Украина начала перепродавать в другие страны, а ее долг российской стороне между тем пошел уже на миллиарды долларов. Стоит ли удивляться, что глава крупнейшей в мире компании ОАО "Газпром" Рем Вяхирев занял принципиальную позицию - построить газопроводы в обход Украины, чтобы наконец поубавить аппетиты тех, кто присосался к российской трубе.
К тому же премьер-министр России Михаил Касьянов поставил жесткое условие украинскому премьеру Виктору Ющенко: платить за газ по мировым ценам. Украинским руководителям это не понравилось, и они ударили челом Сапармураду Ниязову, чтобы брать туркменский газ - он подешевле. Однако транспортировать его придется по российской территории. Москва поставила свои условия. В частности, Украина обязана прекратить реэкспорт газа на Запад, а задолженность за его перекачку должна оформить как государственный долг, который будет погашаться передачей 51 процента украинских газопроводов России.
После сочинской встречи оба лидера заявили журналистам, что удалось достигнуть компромисса - Киев согласился отдать Москве свои магистральные газопроводы, а за это сможет получить вдоволь туркменского газа, идущего через Россию. Правда, президенты на импровизированной пресс-конференции старались очень осторожно касаться, так сказать, арифметической стороны своих договоренностей. Цифры не назывались. Говорили Путин и Кучма только о "принципиальном компромиссе". Детали поручено обсудить правительственным комиссиям. И вовсе не факт, что там все пройдет гладко. Известна жесткая позиция в этом вопросе российского вице-премьера Виктора Христенко и украинского - вице-премьера Юлии Тимошенко.